Студенты и преподаватели в контексте реформы

Концепция создания опорных вузов хорошо изложена на бумаге, но когда речь заходит о конкретном учебном заведении, тут же всплывает множество вопросов. «диплом какого вуза я получу?» — спрашивает студент. «не останусь ли я без работы?» — опасается преподаватель. За каждым, пусть даже маленьким университетом, стоит история, у каждого есть свои традиции. И когда чиновники и СМИ с легкостью оперируют словами «закрыть», «присоединить», «реорганизовать», это не может не вызывать волнения тех, для кого вуз — второй дом. Часто, из-за отсутствия достоверной информации о дальнейшей судьбе университета им приходится верить слухам, которые рождают самые разные страхи, в большинстве — необоснованные.
12 заявок на успех
Заявку на участие в первом всероссийском конкурсе «Опорные вузы» подали 15 университетов, которые будут бороться за право войти в сотню ведущих вузов страны и получить федеральное финансирование. Это Волгоградский государственный технический университет, Волгоградский государственный университет, Воронежский государственный технический университет, Вятский государственный университет, Дагестанский государственный технический университет, Дагестанский государственный университет, Донской государственный технический университет, Костромской государственный технологический университет, Омский государственный технический университет, Оренбургский государственный университет, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, Самарский государственный технический университет, Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Тюменский государственный нефтегазовый университет и Уфимский государственный нефтяной технический университет.
Поскольку заявки принимались только от университетов, добровольно решивших объединиться, ректорам пришлось проявить дипломатию и пойти на этот шаг ради общей цели. К примеру, в Тюмени такое решение приняли нефтегазовый и архитектурно-строительный университеты, В Волгограде — техуниверситет и строительно-архитектурный, а в Самаре –политихнический и архитектурный.
На днях стало известно, что из конкурса выбыли три вуза, претендовавшие на звание опорных: Дагестанский государственный технический университет (не указал — с каким учебным заведением хочет объединиться), Дагестанский госуниверситет (партнером по объединению выступил муниципальный вуз) и Оренбургский госуниверситет (рано начал объединение с другим институтом).
К вузам-победителям, которые получат звание опорных, готовы присоединиться еще свыше десятка университетов.
Стимул к профессиональному росту
Сами главы учебных заведений, подавшие заявку на получение статуса опорных вузов, уже морально и технически готовы к слиянию с вузами-партнерами. Они смотрят в будущее с завидным оптимизмом.
Например, ректор Тюменского государственного нефтегазового университета Олег Новоселов заявил СМИ, что основной акцент для опорных университетов делается на развитие магистратуры и аспирантуры, именно доля этой категории обучающихся должна быть увеличена. По его словам, «высшие учебные заведения задумываются уже о качестве высшего образования, получаемого в формате заочного, и эта форма к 2020 году в нефтегазовом университете будет нивелироваться.
Минобрнауки объявляло, что в результате объединения региональных вузов в опорные многопрофильные университеты число вузов может сократиться на 25%. Разумеется, это не значит, что каждый четвертый преподаватель высшей школы останется без работы. Вузов станет меньше, зато они будут крупнее, объединив в себе лучшее.
Но как ни крути, оптимизация кадров здесь неизбежна. Ни одно учебное заведение не даст стопроцентной гарантии, что полностью сохранит преподавательский состав, ведь некоторые кафедры могут исчезнуть, а какие-то подразделения наоборот появиться при расширении направлений работы учебного заведения. Поэтому не исключено, что кому-то из студентов придется искать себе нового научного руководителя для очередной курсовой.
Эксперты уверяют, что, по-настоящему, талантливые педагоги ни в коем случае не будут сокращены в связи с реорганизацией учебных заведений, в противном случае, теряется суть реформы, направленной на улучшение качества образования.
Важно оценить последствия
В рамках недавнего всероссийского форума «Россия студенческая», проходившего в Самаре, состоялась встреча студенческого актива с директором департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Александром Страдзе. Он ответил на самые наболевшие вопросы, в том числе разъяснил некоторые тонкости реформы опорных вузов.
Отвечая на вопросы, он объяснил, что объединение университетов — это, обязательно, решение самого региона, причем, вполне осмысленное. Его принимает как губернатор, так и состав коллективов объединяющихся университетов. Без этого никаких действий по поводу конкретных вузов Министерство образования предпринимать не будет.
Директор департамента также отметил, что «это и решение тех работодателей, профсоюзных организаций, которые имеют отношение к оценке последствий той или иной реорганизации. У нас даже специальная комиссия работает, потому что очень важно оценить последствия».
Он также обратил внимание на то, что из-за отсутствия своевременной достоверной информации студенты не всегда понимают, в чем плюсы, а в чем минусы от объединения двух вузов.
«Когда студент или любой другой человек не владеет информацией о том, что происходит вокруг, а руководствуется какими-то слухами, они порождают ненужные, и, самое главное, иногда неконструктивные действия. Всем нам хочется получить правду, а путь к ней всегда достаточно тяжел, поэтому очень важно владеть информацией», — добавил Александр Страдзе на встрече со студенческим активом.
Думы о дипломе
Переживая время активного объединения вузов, студенты беспокоятся и за будущий диплом. Осознанно выбрав при поступлении вуз, далеко не все на выходе хотят получить диплом другого учреждения. С другой стороны, остаться с дипломом вуза, который вот-вот закроется, для многих также представляется не лучшим решением. Глава департамента прояснил и этот вопрос.
«Есть разные формы: объединение, присоединение, реорганизация, — в любом случае теряется какое-то юридическое лицо. И до тех пор, пока юридическое лицо существует, оно способно ставить печать на диплом. Как только оно перестает существовать и исчезает из всех реестров, соответственно, и выдавать диплом больше не может. Если вы попадаете под выпуск существующего юридического лица, значит, у вас будет диплом университета, в который изначально поступали», — отметил Страдзе.
Он также добавил, что путь объединения университетов отражает запрос работодателей на трудоустройство, на научные школы и т. д. «И, наверное, руководители некоторых университетов, которые подвержены реорганизации, что-то делают не так. И конечно студенты, к сожалению, остаются здесь заложниками. Наша задача — сохранить право студента на получение образования, и мы будем идти дальше, чтобы он получил достойное место работы».
Скорее всего, окончательное воссоединение первых университетов-добровольцев в опорные произойдет летом. Тем самым, студентам последнего курса дадут возможность спокойно доучиться и сдать экзамены. К примеру, ректор ВолГАСУ Сергей Калашников осенью заявил: «Разумно дать возможность нынешним выпускникам закончить вузы, в которые они поступали, и получить дипломы. Этим самым мы подведем некую «красную линию» и уже в новый год войдем объединенным вузом».
Сохранить традиции
Чтобы увидеть ситуацию изнутри, мы обратились к студентке первого курса Уфимского государственного авиационного технического университета, волонтеру в РСМ Диларе Зайнетдиновой.
«Студенты привыкают к различным методам обучения, а при объединении неизбежно происходит смешение методов преподавания. Это, конечно, несколько смущает. Перестраиваться, ведь, всегда сложно. Получается, что студент поступает в один университет, а оканчивает — уже другой, и даже его специальность уже может называться по-другому», — рассказала Дилара.
Студентка также отметила, что, с другой стороны, когда два вуза объединяются в опорный, один из них все равно становится главным. Соответственно, позитивный момент в том, что методы обучения более опытного из них пойдут только на благо студентам другого.
«У меня есть знакомые студенты, которые рассказывали, что их вузы хотели объединить с другими. И несмотря на то, что они видят в этом позитивные моменты, в основном, все же, относятся к идее такого слияния с настороженностью. Но это естественные переживания. Студентам, действительно, не хватает разъяснений со стороны вузовской администрации. Думаю, было бы особенно полезно давать разъяснения на примерах объединения других вузов», — рассказала Дилара.
comments powered by HyperComments