Задача независимой оценки — повысить качество обучения

Сергей Сергеевич, в апреле этого года Рособрнадзор и Российский Cоюз Молодежи подписали соглашение о сотрудничестве. Расскажите, в каких направлениях будет проходить совместная работа?
Мы будем развивать информационное сотрудничество совместно с представителями Российского Союза Молодежи и с учетом мирового опыта оценивать качество подготовки студентов в вузах и аккредитовывать образовательные учреждения. Все вопросы качества образования мы будем обсуждать и решать на совместных форумах, конференциях, тематических семинарах. Будем проводить и социологические исследования, чтобы узнать, какие специалисты сейчас наиболее востребованы на рынке. Работа будет вестись и в оценке эффективности вузов: востребованность выпускников после обучения, научно-исследовательская деятельность и компетентность научно-педагогического состава, использование в учебном процессе современной материально-технической базы.
В апреле у нас прошла конференция, где представители из восьми стран, в том числе Европы и СНГ, рассказывали о своем опыте обеспечения качества образования. Из мирового опыта особый интерес для России представляет привлечение студентов и иностранных экспертов для участия в аккредитации вузов.
Во время летней сессии планируется повторный эксперимент по независимой оценке качества обучающихся в вузах. Скажите, каких результатов вы от него ожидаете? Изменится ли методика проведения эксперимента?
Задача независимой оценки — повысить качество обучения. Уже 29 вузов отправили нам заявки на участие в эксперименте в ходе летней зачетно-экзаменационной сессии. Оценку будут проводить во время сдачи экзаменов. Планируется привлекать и независимых экспертов. Однако они не смогут вмешиваться в ход проведения зачета, а их оценка не повлияет на балл, который поставит студенту преподаватель вуза. Если речь идет о профессиональных дисциплинах, в анализе проведения оценки будут участвовать и представители потенциальных работодателей.
Недавно в сети Интернет появился портал «Карта высших учебных заведений». Расскажите, чем полезен этот сервис. Насколько активно им пользуются? Есть ли какая-то обратная связь от пользователей?
Это информационный ресурс, на котором собрана сводная информация Рособрнадзора о работе вуза, которая будет полезна и абитуриентам, и их родителям, в том числе реестр лицензий, свидетельств о госаккредитации. Пока сервис запущен в пилотном режиме и обновляется еженедельно. Ежедневно более ста человек обращаются к карте вузов, чтобы получить информацию.
Ранее сообщалось о возможном введении так называемых квалификационных экзаменов, которые будет сдавать выпускник вуза, прежде чем получить допуск к профессии. Как быстро мы можем ожидать начало работы такой системы? Кого еще кроме потенциальных работодателей можно было бы включить в экзаменационные комиссии?
По окончании вуза студент должен продемонстрировать свои знания. Формально это сдача государственного экзамена и защита выпускной квалификационной работы, которая зачастую переписывается или скачивается из Интернета. Общий доступ ко всем дипломным работам может стать одним из способов борьбы с плагиатом. В рамках проекта «Востребованное образование» планируется публиковать дипломные работы на сайте вузов. Мы считаем, что это будет мотивировать студентов писать работу самостоятельно и прикладывать к ней больше усилий. Если говорить непосредственно о введении квалификационных экзаменов для получения допуска к профессиональной деятельности, проект находится в стадии разработки. С профессиональным сообществом сейчас широко обсуждаются и изучаются с юридической точки зрения различные предложения.
Как Рособрнадзор борется с неэффективными вузами, выдающими «диплом без допуска к профессии»?
Мы ежедневно проводим плановые и внеплановые проверки по обращениям граждан, в ходе которых выявляются многочисленные нарушения лицензионных требований, федеральных стандартов и законодательства в сфере образования. Но наша главная задача не карать и наказывать, а своевременно выявлять ошибки в работе вузов и указывать на пути их решения. Вместе с тем мы запрещаем прием абитуриентов, приостанавливаем или аннулируем действия лицензии и госаккредитации образовательным организациям, которые не хотят предоставлять качественное образование.
В апреле прошла конференция «Обеспечение гарантии качества профессионального образования: национальный и зарубежный опыт». Расскажите, какой мировой опыт в сфере контроля качества образования мы могли бы применить в России?
В конференции участвовали зарубежные представители из восьми государств: стран Европы, СНГ, ШОС. Участники отметили высокий уровень развития российской системы гарантии качества образования, её эффективность и многообразие инструментов, используемых для оценки качества образования в России. Из мирового опыта особый интерес для России представляет привлечение студентов для участия в процедурах аккредитационной экспертизы, участие в аккредитационной группе иностранных экспертов, аккредитация распределенных (сетевых) и электронных образовательных программ.
comments powered by HyperComments