Для неугомонных: аспирантура или второе высшее?

Многие успешные студенты, когда срок обучения в вузе подходит к концу, задумываются о продолжении образования. Когда человеком движет желание продолжить получать удовольствие от преобретения новых знаний, открытий в науке и себе, перед ним возникает выбор: пойти в аспирантуру, или, например, получить второе высшее образование? Еще вариант: ограничиться «беззаботным» посещением различных курсов, тренингов на протяжении профессиональной карьеры, так как аспирантура и второе высшее предполагают выполнение большого числа, мягко говоря, формальностей, а также — много систематического труда. В каком случае, что выбрать, как понять, нужна ли тебе аспирантура? Ответы на эти вопросы мы попытались найти у аспирантов, молодых кандидатов наук, преподавателей вузов и экспертов.
Можно ли идти в аспирантуру не за диссертацией?
Ни для кого не секрет, что в аспирантуру студенты поступают порой для самых прозаических целей: например, провинциалы, чтобы получить жилье в Москве или Петербурге, юноши, чтобы отложить службу в армии. По словам руководителя магистерской программы «Доказательная образовательная политика» Высшей школы экономики Петра Сафронова, таких людей — до половины контингента аспирантов.
А как быть тем, кто хотел бы в аспирантуру, но не уверен, что готов к карьере ученого или преподавателя? Если желание поступать, силы и возможности есть, надо идти, считает доцент факультета журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, кандидат филологических наук Григорий Прутцков.
«Не нужно отказываться от аспирантуры, если не планируешь быть ученым, преподавателем, так как возможности ее применения расширились и написание диссертации не стало единственной целью обучения в аспирантуре. Защита выпускной квалификационной работы предоставляет аспиранту статус преподавателя-исследователя. Это повысит его рейтинг: он получит статусную строку в резюме, а также реальные плюсы, если он захочет быть, например, учителем в школе», — считает Григорий Прутцков.
Петр Сафронов добавляет, что люди в нашей стране до сих пор представляют себе карьеру слишком линейно: если из вуза — в аспирантуру, значит — будущий преподаватель, но современные карьеры очень гибкие.
Если студент идет в аспирантуру с активным научным интересом и желанием написать диссертацию, то не лишним будет убедиться в том, что на кафедре его ждет «живой» коллектив, который его поддержит, потому что наука — это всегда командная работа. В противном случае, начальный интерес может быстро потеряться, предупреждает Петр Сафронов.
Аспирантура vs второе высшее
Некоторым людям просто очень нравится учиться, иногда они получают по нескольку высших образований. В каких же случаях целесообразно вчерашнему студенту сразу браться за второе высшее и нужно ли вообще?
Важнейшее отличие второго высшего от аспирантуры — оно, обязательно, платное. По мнению Сафронова, такие траты для самих обучающихся малообоснованны.
«Второе высшее — это для людей практиков, которые добирают навыки, которых не хватает в текущей профессии, и оплачивает их получение работодатель. Когда сам человек, за свои средства, получает второе высшее, это странно, потому что в большинстве стран мира работодатели софинансируют подобные проекты», — считает эксперт. «Что касается статусности, то работодателю сейчас даже первое образование не очень нужно, в том смысле, что многие из них не очень удовлетворены качеством высшего образования, даже в наиболее престижных вузах», — добавляет он.
Однако, по мнению Григория Прутцкова, сценарий со вторым высшим, сразу после первого, допустим, если человек кардинально ошибся с выбором первого вуза и во время учебы понял, чем он, действительно, хочет заниматься. Всем известно, что в 17 лет подростки нередко совершают выбор под давлением мнения родителей или иных авторитетов.
Плюсы, минусы аспирантуры и советы из первых уст
Аспирантка второго года журфака МГУ имени Ломоносова Мария Хвалибова отмечает, что обучение в аспирантуре, если подходить к нему серьезно и ответственно, будет отнимать много времени и сил, и совмещать работу с учебой тяжело. Однако неработающих аспирантов практически нет, добавляет Прутцков, поэтому к повышенным нагрузкам надо быть готовым.
Кроме того, образование в аспирантуре надо разнообразить.
«Это должно быть не просто подготовкой к сдаче кандидатского минимума, но образованием в широком смысле: новые дисциплины, новые знания, новые специализации. Это очень помогает при подготовке своей темы», — считает кандидат наук, окончивший аспирантуру журфака МГУ в 2014 году, Игорь Говряков. Он добавляет, что аспирантура — еще более самостоятельный формат обучения, чем студенчество.
Говряков пройденным этапом жизни доволен. «Благодаря аспирантуре я научился тому, как писать диссертацию, написал ее, чему очень рад. Аспирантура дает возможность влиться в научное сообщество, показать, на что ты способен. Я влился и доказал», — отмечает он.
Финансовые перспективы и утечка мозгов
Ни для кого не секрет, что аспиранты в России чаще всего получают чисто формальную, мизерную, стипендию, именно поэтому вынуждены работать. Какие у аспирантов есть возможности улучшить материальное положение?
По словам Сафронова, если оставаться в России, то аспирант и его научный руководитель могут пытаться получить гранты. Наиболее талантливые выпускники могут уехать в аспирантуру за рубеж, и это становится все более распространенной версией. Это приводит к нешуточным цифрам «утечки мозгов»: только по программе «Глобальное образование», в год из России уезжает от одной до полутора тысяч молодых ученых. К ним нужно добавить тех, кто едет не по программе, итого счет идет на тысячи.
«Многие возвращаются спустя какое-то время, потому что найти на академическом рынке постоянную позицию довольно сложно. Однако больше половины уехавших уже не возвращается в страну», — резюмирует эксперт.
comments powered by HyperComments