20 Апреля 2018г.

Война за таланты

30.07.2016г.
Просмотры: 5736
Война за таланты

Как их заполучить?

Война за таланты так же стара, как понятие «образо­вание». Талантливые студен­ты — витамины для организма университета. Вроде бы, и без них прожить можно, но каче­ство жизни будет снижено. Одаренные студенты, наравне с именитыми преподавателя­ми, составляют человеческий капитал вуза. И он во все вре­мена выступает питательной основой для капитала финан­сового. Известные выпускники и студенты, увешанные меда­лями за спортивные и научные достижения, формируют при­влекательный имидж универ­ситета, а это притягивает как абитуриентов и их родителей, так и крупных работодателей. Студенты помогают реализо­вывать проекты, привлекать гранты, а значит, в университет поступают деньги. Создается здоровая кровеносная систе­ма, продлевающая жизнь вуза.

Во многих университетах за­дача набора «качественного контингента абитуриентов» закреплена документально. Раньше талантливый ребенок обращал на себя внимание на вступительных экзаменах. Но впечатление «А в нем что-то есть» стало практически невоз­можно получить, просматривая баллы ЕГЭ (здесь на ум прихо­дят хрестоматийные сюжеты, когда гении получали двойки и выпроваживались из универ­ситетов). Усредненный вари­ант вступительных испытаний может скрыть талант, а вузы все равно хотят видеть людей и их достижения, а не только баллы. Поэтому к результатам ЕГЭ многие университеты на­числяют дополнительные баллы за индивидуальные достижения: спортивные победы, отличный аттестат, сочинение, участие в олимпиадах. Вузы идут на все­возможные ухищрения, чтобы из тысяч старшеклассников вы­удить способных. Приглашают на недели науки с захватываю­щей демонстрацией физических опытов, организуют экскурсии по лабораториям, создают ма­стерские и предметные школы для абитуриентов, проводят внутренние олимпиады, в чере­де которых профориентацион­ные педагоги выделяют та­лантливых детей и практически «ведут» их вместе с родителями к дверям приемной комиссии. Некоторые университеты, как, например, Балтийский феде­ральный университет, назнача­ют первокурсникам с баллами выше 250-ти внушительную сти­пендию на первый семестр или предоставляют другие льготы. Особенно эти приемы распро­странены в региональных вузах: они делают все, чтобы подаю­щий надежды ребенок не уехал в Москву или Санкт-Петербург.

Как бы это цинично не звучало: талантливый абитуриент — это сырье, из которого произраста­ют лидеры.

Как поддержать интерес?

Находкой талантливого студен­та и первыми победами одарен­ного студента война за таланты не заканчивается. Следующий шаг вуза — не дать конкурентам переманить умников и арти­стов. Удержать человека с высо­ким потенциалом можно, толь­ко предложив ему еще более интересные и сложные задачи. Методы не новы, но всегда дей­ственны: возможность повыше­ния уровня образования и раз­вития навыков, вовлеченность в важный процесс, система льгот и поощрений, поддержка мотивации.

Людям, работающим со сту­дентами, хорошо известна такая распространенная черта: за идею молодые люди хвата­ются с энтузиазмом, а когда подходит дед-лайн, начинают скрываться от руководителя проекта под анекдотичными предлогами. Это не говорит о том, что у них нет способно­стей. Это значит, что у человека неразвита самодисциплина. Но такой недостаток легко поправить с помощью образо­вательного процесса. Задача опытного наставника, заметив талант (к научной работе или к творчеству), подпитывать интерес, пошагово разбивать для молодого человека первые сложные задачи, воспитывать в нем самодисциплину. Так вуз развивает личность. Механизм развития — четкая программа действий.

Начальник Управления воспи­тательной работы Северо-Кав­казского федерального универ­ситета Олег Ляшко отмечает: «Наши студенты понимают, что творческая активность, помимо обеспечения интересного до­суга, развивает в них качества, которые помогут им в дальней­шем стать успешными. Требова­ния к человеку на рабочем месте включают в себя не только его профессиональные компетен­ции, но и его культурные харак­теристики, коммуникативные способности».

Если говорить о воспитательной работе, то, благодаря занятиям в спортивных и творческих сек­циях, студенты учатся правиль­но выстраивать рабочий гра­фик, определять приоритеты, выделять четкое время на учебу и на хобби. К тому же, творче­ство восполняет один из недо­статков процесса образования: любое участие в творческой студии вариативно. Студент мо­жет попробовать силы во всех секциях вуза, и это — тоже плюс: он самоопределяется, проводит самоанализ.

Талантливые люди — целеу­стремленные, знают, чего хотят, выделяются из массы, живущей под лозунгом «не знаю, чем заняться». Последних опытный педагог тоже может увлечь и заинтересовать, но мы ведь говорим об обратном процессе: талант ведет за собой. Так часто случается и в научной среде. Любопытство студента приво­дит профессора к открытию, неудовлетворенность устояв­шимися правилами взрослых — к преодолению стереотипов. А за всем этим тянутся гранты, дипломы научных конкурсов, финансирование на покупку оборудования, то есть дополни­тельный кислород для жизне­способности вуза.

Первичный отсев умников про­исходит в научных кружках. На следующую ступень — в на­учные объединения — пере­ходят только способные. Там они занимаются выполнением более крупных и коммерческих проектов, ориентированных на результат. На третьем этапе, когда студенты уже себя заре­комендуют, наберутся знаний, им поручают заниматься иссле­дованиями в составе научных коллективов, что приводит к публикациям в специализиро­ванных журналах. Результат — повышение активности, цитиру­емости, что в целом поднимает позиции вуза в рейтингах.

Как и творческий, научный талант нуждается в постоянной подпитке. Для этого также ис­пользуются известные методы: встречи с ведущими учеными и руководителями научных организаций, участие молодеж­ных коллективов в конкурсах (УМНИК, РВК, Startup Village от Сколково, ВУЗПРОМФЕСТ от АНО «Агентство молодежной информации» и другие), по­вышенная стипендия, в конце концов. И здесь включается взаимозависимость интересов: университет дает молодым ученым преференции в виде позиционирования себя на вы­ставках, общения с великими на конференциях, возмож­ности заниматься в лаборато­риях университета, а молодой человек отдает должное в виде участия в коммерческих проек­тах, приносящих прибыль вузу. Но тут есть и опасность: пода­ющего надежды молодого уче­ного могут переманить в ком­мерческую организацию, и вузу придется начинать воспитание кадров с самого начала. Но это уже другой разговор.

А как у «них»?

Ключевым моментом является то, что конкуренция в привле­чении лучших студентов в вуз во многих странах очень жест­кая, поэтому различные техно­логии поиска талантов являют­ся вполне обычным явлением. Для привлечения международ­ных студентов могут использо­ваться, например, стипендии.

Вот что говорит известный экс­перт QS Найджел Хили, профес­сор, проректор, директор коллед­жа Бизнеса, права и социальных наук Nottingham Trent University, United Kingdom: «Мы не называем этот процесс поиском талантов, но использование различных способов и приемов для привле­чения лучших студентов является очень распространенным в уни­верситетах Великобритании, США, Австралии и Новой Зелан­дии. Например, популярно предо­ставление лучшим студентам снижения стоимости обучения, но при условии, что кандидаты набрали высокий вступительный балл. Новозеландские уни­верситеты обычно не взимают плату за обучение со студентов, которые имеют самые высо­кие баллы по национальному экзамену. Иногда университеты предлагают оплачиваемое жилье для лучших студентов. Другими способами, используемыми для привлечения лучших студентов, являются бесплатные айпады или смартфоны, проездные билеты на общественный транспорт».

В Ливанском международном университете талантливые студенты получают скидку при оплате обучения, особенно талантливые учатся бесплат­но, но только в магистратуре. На следующей ступени — аспи­рантуре — государственные поощрения исключаются. Иорданский университет науки и технологий предоставляет победителям спортивных со­ревнований и творческих кон­курсов дополнительные десять баллов при поступлении, что дает абитуриентам существен­ную фору перед конкурентами. В целом, методы привлечения одаренных практически одина­ковы и в России, и за рубежом: скидка на обучение, льготы, до­полнительные баллы, бесплат­ное жилье. Но в нашей стране, все-таки есть существенный плюс: стабильное выделение государством «бюджетных» мест во многих университетах. И самые образованные абиту­риенты этим преимуществом успешно пользуются.

Капитал — в таланте

Почему талантливых студентов можно назвать капиталом вуза? Одаренный человек обладает неиссякаемым желанием дви­гаться вперед, и чем больше таких людей в организации, тем у нее больше шансов опередить конкурентов. Но что такое талант без трудолюбия? Воспитывать студентов, способ­ных применить природный дар с наибольшей пользой на прак­тике, — вот конкурентное пре­имущество университета.



comments powered by HyperComments