20 Августа 2017г.

Юрий Вяземский:«Чем дальше от Москвы, тем больше талантливой молодежи»

01.06.2017г.
Просмотры: 486
Чем дальше от Москвы, тем талантливее молодежь

29 мая известный телеведущий, профессор, заведующий кафедрой мировой литературы и культуры факультета международной журналистики МГИМО (у) МИД России, философ и  писатель Юрий Вяземский принял участие в записи телепередачи «Умники и умницы Калининградской области».

А утром этого же дня он посетил БФУ им. И. Канта, где провёл встречу со студентами и дал небольшое интервью  (беседа в связи с плотностью графика гостя длилась всего десять минут), в котором рассказал о том,  что он думает о ЕГЭ, чем восхищает его Иммануил Кант  и почему  Артур Шопенгауэр является его любимым философом.

- Юрий Павлович, передаче «Умницы и умники» - четверть века. Перед Вами прошло несколько поколений талантливой молодёжи. Чем отличаются участники проекта начала девяностых и последних лет? И отличаются ли?

- По моим наблюдениям, с годами приходящие на передачу юноши и девушки из Москвы, Санкт-Петербурга и  других больших городов становятся всё менее и менее энергичными, интересными, стремящимися к знаниям, желающими выиграть. В то же время всё лучше и лучше выступают люди, которые живут в небольших посёлках, сёлах - там, где нет никаких особых искушений и где приходится рассчитывать только на свои силы, на собственные способности.

В общем,  я вижу, что сейчас чем дальше от Москвы, тем чаще встречается талантливая молодежь. Я эту мысль уже высказывал, причем, в присутствии мэра Москвы Сергея Собянина. И он в ответ на мою реплику сказал: «Ну и правильно». 

- С чем вы это связываете подобного рода тенденцию? 

- Есть такой замечательный фильм у Никиты Михалкова - «Утомлённые солнцем»… Видно, солнце немножко утомляет столичных жителей, делает их инфантильными. Плюс, наверное, так называемая золотая молодёжь ориентируется на другие ценности - не те, которыми руководствуюсь я. Эти люди хотят поступить в престижный вуз, но не желают прилагать сколько-нибудь заметных усилий, не желают читать книжки, думают, что кто-то им всё на блюдечке принесёт. А ребята из провинции, как я уже сказал, надеются только на себя, читают книжки и, в конце концов, своим трудом добиваются успеха.

В целом же моя позиция заключается в том, что со времён Древнего Египта, со времён Древней Греции люди, стремящиеся к знанию, люди интересные,  люди, ищущие себя и пытающиеся ответить на вопрос «Для чего я появился на свет и что я должен в этом мире сделать, пока не умру?», очень друг на друга похожи. Ну, а  остальное  - всё нюансы. Мода. 

 

Юрий Вяземский и Кирилл Синьковский
Юрий Вяземский

 

 

- А есть ли какая-нибудь местная специфика? В каком регионе молодые люди вас удивили больше всего?

- Наиболее приятное впечатление оставляют те регионы, где реформы не до конца убили всё хорошее в старой системе образования.

В России реформы всегда идут очень долго. Они не сразу приносят результаты. Как правило, идёт зачистка, снимается асфальт, разрушается дорога. А иногда эту дорогу совсем не надо разрушать. Для меня сильные регионы - это Подмосковье, это Татарстан, некоторые другие …

Что касается Калининграда, то я пока ничего определённого сказать не могу. Ваша область только вступает в движение,  я только знакомлюсь с ней, но я очень надеюсь, что знакомство это будет приятным.

Сегодня я встречался со студентами вашего университета - БФУ имени Канта - и они оставили весьма приятное впечатление. Их вопросы были интересными для меня, на половину из них я даже не смог найти ответ. 

- Возможно, одним из самых заметных постсоветских нововведений в  сфере образования стал ЕГЭ. Как вы относитесь к этой форме проверки знаний? И в частности, гуманитарных знаний? По-моему, очень сложно с помощью теста показать насколько хорошо ты понял то или иное произведение, насколько глубоко его прочувствовал… 

 

- Да совершенно невозможно! Но ЕГЭ может дать ответ на вопрос - читал ли человек произведение или нет. Например,  если экзаменуемый не знает, с кем воевали русские в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир», то это сразу станет ясно. А некоторые ведь действительно  не знают. Как-то раз я в шутку поставил такой вопрос перед молодым человеком и получил ответ - «с немцами».

Но одного ЕГЭ мало. Нужно что-то  ещё. Вот как проходят экзамены, когда вы пытаетесь получить водительские права?  Сначала вы сдаёте теорию, правила дорожного движения, а потом вас выводят на площадку, сажают за руль и смотрят, умеешь ли ты тронуться с места, припарковаться и так далее.

В  ведущих вузах - таких как ваш, например - необходимы два экзамена. Важно видеть, как человек ориентируется в том пространстве, в котором он хочет дальше плыть, насколько он гуманитарно развит,  насколько свободно владеет иностранным языком. Где-то речь должна идти о сочинении, где-то об устном экзамене. А ЕГЭ пусть будет, но только в качестве приложения.  В консерваторию ведь не принимают по ЕГЭ, там смотрят, как абитуриент на скрипке умеет играть. 

Вообще, и в школах, и в вузах должно быть больше творчества. Россия - творческая страна.  Творчество здесь  проявляется во всём. Вот печник хороший - разве он не творец? Творец побольше иного поэта!

Вероятно, это понимают и в министерстве образования, поэтому в последние годы ЕГЭ включает не только тест, но и творческие задания. И это правильно. 

 

На встрече со студентами БФУ и воспитанниками ЦРОД
Юрий Вяземский на встрече со студентами БФУ и воспитанниками ЦРОД

 

 

- Как пробудить у ребенка, у молодого человека интерес к книгам? И надо ли вообще этот интерес пробуждать, если человек не хочет читать, а хочет быть вот, например, печником? 

- Если хочет стать печником, то, наверное, не надо. Хотя хороший печник, думаю, и книжки читает. Да вот хотя бы  Василий Белов, который таких хороших печников описывал.

А то, как заставить ребёнка читать, меня часто родители спрашивают. А я у них в  свою очередь интересуюсь: «А вы сами читаете?». Они: «Юрий Павлович, у нас времени нет». И я им говорю: «А как же вы хотите, чтобы ваши дети читали, когда они не видят того, чтобы читали родители?». Пример родителей - это самый главный пример.

- Но ведь иногда в семьях, где отсутствует культ чтения, рождаются тянущиеся к знаниям дети, которые иногда достигают поразительных высот. Вот взять, например, Иммануила Канта, чей отец был простым шорником…

- Знаете, меня всегда жена ругает, когда я начинают сравнивать гениев с обыкновенными людьми. Или даже с талантливыми людьми. К гению нельзя подходить с простыми человеческими мерками. Иммануил Кант - это гений. Это нечто совершенно особенное…

- Раз уж у нас зашел разговор о Канте, скажите, что для вас значит этот философ?

- Люди, как, правило, знают мораль Канта,  доказательство бытия божия. А для меня Кант трансцендентный в каком-то плане философ. Он объяснил человечеству, что жизнь - это «вещь в себе», куда мы попасть просто не можем. Это великая тайна, которая восхищает меня гораздо больше, чем звёздное небо над головой и моральный закон внутри меня.

А, кроме того, мой любимый Артур Шопенгауэр, который ругал всех подряд, однозначно признавал Канта своим учителем. 

 - А почему Шопенгауэр ваш любимый философ?

- А потому что мировая воля!  Его  учение о мировой воле меня совершенно захватывает! И потом мне кажется, что из трудов Шопенгауэра вышла вся интересная для меня философия XX века. В этом плане Шопенгауэр весьма оценённый философ, в отличие от того же Канта, вместить  которого полностью невозможно - настолько он велик.

Тем не менее, раньше, бывало, студенты стрелялись из-за  разных толкований его философии.  Но это уже - практический разум …

Беседовал Кирилл Синьковский



comments powered by HyperComments