22 Июля 2017г.

Испытания знаниями: Итоги ЕГЭ-2015

31.07.2016г.
Просмотры: 2786
Испытания знаниями: Итоги ЕГЭ-2015

За шесть лет своего полноправного существования единый государственный экзамен занял большое место в жизни нашей страны. Мы живем в то самое время, когда альтернативы стандартным выпускным испытаниям во всех школах России нет, и в ближайшие десятилетия не предвидится. Поэтому именно сейчас кажется разумным и полезным отбросить бессмысленные споры о нужности или ненужности ЕГЭ. А вместо этого на примере результатов 2015-го года посмотреть, к чему привела система, чем она хороша и плоха, чего от нее можно еще ждать и на что надеяться.

Как и все в нашем мире, ЕГЭ не стоит на месте, изменяется, а вместе с ним меняется и восприятие самого экзамена всеми его участниками — школьниками, их родителями, учителями и методистами.

ГОВОРЯЩИЕ ЦИФРЫ

Ректоры вузов наперебой говорят о том, что благодаря ЕГЭ среди абитуриентов становится все меньше «случайных»людей. Возможность сдавать предметы по выбору ставит выпускника на распутье и заставляет ответственно обдумывать свои дальнейшие шаги. В этом году единые экзамены сдавали почти 725 тысяч человек. Причем примерно 60 тысяч из них — выпускники прошлых лет. То есть те люди, которые в 2014 году по каким-то причинам ЕГЭ не сдавали, но понимают, что сейчас без него — никуда.

Что радует — сухие цифры статистики говорят о том, что старательных, умных выпускников в 2015-м году стало больше, чем в предыдущие. Максимальные 100 баллов хотя бы по одному из предметов набрали 3922 человека. Это больше прошлогодних результатов. Средний балл по России тоже вырос — до 65-ти. А в Москве и Санкт-Петербурге, где традиционно успеваемость бьет общероссийские показатели, — аж до 75-ти.

С достоинством держит верхние строчки рейтингов Урал. Екатеринбургские и челябинские школьники стабильно из года в год показывают высокие баллы по русскому языку и математике. Причем тенденция прослеживается именно в отношении точных наук: физиков-отличников в этом году заметно больше, чем «лириков». В аутсайдерах в этом году — Северный Кавказ. Там не набрали минимальный проходной балл аж 40% школьников от всего выпуска. В Дагестане, где средние показатели ниже, чем во всей стране, стобалльников всего 12 на республику. А подавляющее большинство учеников не набрали по основным предметам даже 50-ти баллов.

Традиционно самыми популярными предметами (не считая обязательных) оказались обществознание и физика. Понятно: именно эти дисциплины нужно сдавать соответственно на гуманитарные и технические специальности. Выбирали будущие студенты также историю и биологию, а вот любителей химии и географии в 2015-м стало заметно меньше. К слову сказать, позитивная динамика в целом по России, конечно, не может не греть душу школьным чиновникам. А вот для самих абитуриентов повышение результативности стало своеобразным препятствием при поступлении в вузы. Конкурс-то, логично, увеличился, и теперь в ведущих университетах и институтах страны превышает 7–8 человек на место. Понятно, что это только средний показатель. И в престижных учебных заведениях он больше, да и конкуренция там гораздо жестче, особенно среди соискателей бюджетного места.

ЧТО НОВОГО?

Ответственные за образовательную политику власти каждый год вводят в процедуру ЕГЭ что-то новое. Позитивный опыт новаторства остается, приживается, становится органичной частью экзамена. Так, к слову, случилось с идеей установить в аудиториях веб-камеры, чтобы родители могли наблюдать за своими детьми с экранов домашних компьютеров. Да и разные нарушения лучше всего регистрировать на видео. Выпускнику не очень-то хочется рисковать и светить своей шпаргалкой перед всевидящим оком Большого брата. В этом году число аудиторий с онлайн-наблюдением достигло 70%. Все больше пунктов сдачи госэкзамена обзавелось собственными принтерами и печатают контрольные материалы на месте, непосредственно перед испытанием. Ну, и, наконец, всем набивших оскомину вопросов с вариантами ответов, которые можно толковать неоднозначно и вокруг которых разгорались целые баталии, летом 2015-го заметно поубавилось.

Но это всё нововведения прошлых лет, которые в 2015-м году только доказали, что действуют эффективно. Однако горячая пора ЕГЭ принесла этим летом и несколько совсем беспрецедентных изменений. Девиз этих полезных новинок — «всё для людей»: Минобразования, кажется, сделало всё, чтобы облегчить условия сдачи и поступления.

Так, в этом году потерпевшим неудачу впервые дали шанс пересдать экзамен практически сразу же — на любом этапе. Но всего по одной попытке на каждый предмет. На первый взгляд, пустяк, но кто знает, сколько выпускников благодаря такой возможности, несмотря на трудности, стали студентами тех вузов, о которых мечтали?

Тем временем те ребята, кто ни о каких пересдачах даже не задумывается, кто твердо знает, что проблем с экзаменами не возникнет, и целит в МГИМО или МГУ, этим летом смогли получить приятный бонус за свои внеучебные достижения. Олимпиадникам, золотым медалистам, победителям международных спортивных состязаний, волонтерам-благотворителям и даже обладателям значка ГТО с этого года вузы имеют право прибавить до 20 баллов сверх результата. Это, кстати, огромный стимул для будущих абитуриентов.

Еще одно приятное новшество этого года — возможность сдавать ЕГЭ по некоторым профильным предметам не после 11-го класса, а сразу после того, как курс будет полностью пройден. Географию, например, в большинстве школ заканчивают проходить в 10 классе. И если чувствуешь свои силы, то пожалуйста — сдавай единый экзамен раньше всех.

БЕЗ НАРУШЕНИЙ — НИКУДА

Эту стройную картину ЕГЭ в нынешнем году, как и в предыдущие, омрачали нарушения на местах. По количеству украденных бланков с вопросами 2015-й установил своеобразный рекорд. По правилам, листы с вопросами доставляют на экзамен в запечатанных конвертах. Но ничто не мешает эти конверты «потерять», а потом в тишине и спокойствии вскрыть. Это как раз тот случай, когда любопытство — порок, из-за которого страдают все. Причем страдают синдромом безносой Варвары не только самые заинтересованные участники экзамена, но и учителя. Чтобы избавить сотрудников школ от соблазна, Рособрнадзор придумал направлять в экзаменационные комиссии собственных, независимых председателей, у которых нет никакого интереса подсматривать и подсказывать. А чтобы неповадно было, наделили этих людей с «холодными сердцами» еще и полномочиями инспекторов. Чтобы о каждом нарушении стало известно наверху.

Но статистика без обиняков говорит о том, что, к сожалению, эта строгая система действует не до конца эффективно. Бланки с заданиями все равно похищают. И как результат — в интернете моментально появлялись ответы на задания, причем кое-кто успел даже нагреть руку, продавая подробные решения за немалые деньги. Но в конечном итоге чересчур хитрые похитители вопросов вставляли палки в колеса и себе, и своим товарищам. Естественно, всякий раз, когда нарушения разоблачались, экзамен признавался несостоявшимся, и все приходилось сдавать заново.

Как и в прошлые годы, в аудиториях строго-настрого запрещено пользоваться любыми гаджетами. Даже проносить нельзя — металлодетектор чутко реагирует на каждый телефон или планшет в кармане у школьника. Отговорки типа «я пофотографирую экзамен и уберу» не проходят: можно остаться не только без памятного селфи на фоне сосредоточенных однокашников, но и без результатов ЕГЭ.

Если верить статистике, больше всего нарушителей процедуры экзамена оказалось в Ингушетии. Там за шпаргалки и смартфоны из аудиторий были удалены 115 человек — без права пересдачи в этом году. Странно, кстати, но 2015-й год не принес сколько-нибудь замечательных историй о каких-то умопомрачительных способах спрятать шпаргалку. Ничего достойного записи в анналы выпускники не придумали — то ли фантазия у поколения хромает, то ли школьники уже поняли, что от всевидящих глаз –учителей-наблюдателей ни одна бумажка не скроется.

Конечно, в Министерстве образования с каждым годом совершенствуют процедуру единого госэкзамена. Если раньше теоретически можно было узнать варианты заданий у выпускников из другого часового пояса, то теперь воспользоваться помощью друга-шпиона из Владивостока уже не удастся. Бланки в каждом федеральном округе разные. Да еще и доставляют их в центры образования не через третьи руки, а напрямую — федеральной спецсвязью.

ЖАЛОБНАЯ КНИГА

Школьники, кстати, со временем начинают понимать, что система ЕГЭ работает собственно ради их же блага. И если какие-то права сдающих нарушаются, надо об этом смело сообщать. Горячая линия работала круглосуточно, старательно собирая все сообщения от детей и их родителей. В этом году ученики жаловались больше всего на навязчивое наблюдение и отсутствие питьевой воды в классах. Просидеть несколько часов кряду, страдая от жажды и изнывая под нетерпеливыми взглядами старших, — не самая лучшая психологическая обстановка для проходящего экзаменационные испытания. Поступали сетования также на слишком грубый досмотр при входе, проблемы с транспортом и нехватку бланков

Проблемы случаются не только непосредственно на ЕГЭ, но и после него, во время поступления. Самая серьезная, едва не переросшая в скандал — ситуация с минимальными проходными баллами в разных регионах России. Дело в том, что по нынешней системе каждая область, каждая республика устанавливает их самостоятельно, руководствуясь какими-то своими соображениями. В итоге получается, что в Татарстане ты ЕГЭ благополучно провалил, а в Хабаровском крае с теми же самыми результатами вполне мог бы поступить. Легко представить, с каким хрустом ломались планы многих и многих выпускников из-за этой коллизии. Вопросом занялись в Общественной палате России. Будем надеяться, что к следующему году несоответствия устранят.

БОЧКА ДЕГТЯ

Единый государственный экзамен — удивительно показательная штука, если речь идет об уровне образованности, общей эрудированности и компетентности выпускников. Конечно, никто не требует от них университетских глубоких познаний в специальных областях, но все-таки школьным уровнем ученики к концу 11-го класса должны владеть уверенно. ЕГЭ позволяет на простых цифрах показать, в чем у современных абитуриентов серьезные проблемы, на что стоит сделать упор при составлении методик в следующем году.

За примерами далеко идти не надо: взять хотя бы статистику по результатам экзамена по русскому языку. Выводы неутешительные: по итогам этого года стало ясно, что с письменной речью в школах сегодня беда. Грамотно излагать проблему, принимать точку зрения, адекватно ее аргументировать и доказать могут — не падайте — всего 6% выпускников! Дальше — больше. Только половина всех сдававших не засоряет свою речь жаргонными словечками, причем иностилевые включения попадаются в изложениях вполне органично. То есть ребята попросту не задумываются о том, что слово, скажем, не совсем письменное. Ну, и главный бич современного правописания — избыток запятых. Похоже, никто так и не объяснил школьникам, что ставить знаки препинания надо все-таки по правилам, а не везде, где только попадаются паузы.

С историей, если верить единой статистике, совсем плохо. Будто школа внушает к прошлому не священный трепет, а страх и ненависть. Хуже всего знают события, происходившие в начале прошлого века. С революциями 1917-го года в головах каша, Ленина путают со Сталиным, а СССР, по мнению большинства сдававших ЕГЭ, появился сразу после Октябрьской Революции. Кто победил шведов на Неве в 13-м веке — знают на зубок. А вот, в каком году была оборона Брестской крепости, могут без ошибок ответить меньше половины.

Общее место всех ошибок на ЕГЭ нынешнего года — что в литературе, что в математике, что в биологии — это громадная путаница в терминах. Школьники оказались настолько неподготовленными, что путают жанр и род литературы, интеграл и дифференциал, белки и углеводы.

В любом случае, хорошего о результатах ЕГЭ в этом году можно сказать куда больше, чем плохого. Школьники постепенно привыкают к уже не совсем новой системе сдачи, и скоро вырастет поколение учеников, которые даже и не слышали о каких-либо других формах итоговой аттестации. С каждым годом в книжных магазинах можно найти все более толковые и полезные пособия для подготовки к единому государственному экзамену, учителя и сами выпускники быстрее со всем разбираются. И хочется думать, что в новом году оценки будут еще выше, а отстающие регионы наверстают разрыв. Тем более, что даты экзаменационной кампании-2016 уже известны, времени подготовиться еще много. Досрочный этап стартует 21-го марта, а основная волна испытаний накатит на российские школы 27-го мая.



comments powered by HyperComments