20 Апреля 2018г.

Студенты и преподаватели в контексте реформы

31.07.2016г.
Просмотры: 5109
Студенты и преподаватели в контексте реформы

Концепция создания опорных вузов хорошо изложена на бумаге, но когда речь заходит о конкретном учебном заведении, тут же всплывает множество вопросов. «диплом какого вуза я получу?» — спрашивает студент. «не останусь ли я без работы?» — опасается преподаватель. За каждым, пусть даже маленьким университетом, стоит история, у каждого есть свои традиции. И когда чиновники и СМИ с легкостью оперируют словами «закрыть», «присоединить», «реорганизовать», это не может не вызывать волнения тех, для кого вуз — второй дом. Часто, из-за отсутствия достоверной информации о дальнейшей судьбе университета им приходится верить слухам, которые рождают самые разные страхи, в большинстве — необоснованные.

12 заявок на успех

 Заявку на участие в первом все­российском конкурсе «Опорные вузы» подали 15 университетов, которые будут бороться за право войти в сотню ведущих вузов страны и получить федеральное финансирование. Это Волгоград­ский государственный техниче­ский университет, Волгоградский государственный университет, Воронежский государственный технический университет, Вят­ский государственный универси­тет, Дагестанский государствен­ный технический университет, Дагестанский государственный университет, Донской государ­ственный технический уни­верситет, Костромской госу­дарственный технологический университет, Омский государ­ственный технический универ­ситет, Оренбургский государст­венный университет, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, Самарский государственный технический университет, Сибирский госу­дарственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Тюменский государственный нефтегазовый университет и Уфимский госу­дарственный нефтяной техниче­ский университет.

Поскольку заявки принимались только от университетов, добро­вольно решивших объединиться, ректорам пришлось проявить дипломатию и пойти на этот шаг ради общей цели. К примеру, в Тюмени такое решение приня­ли нефтегазовый и архитектур­но-строительный университеты, В Волгограде — техуниверситет и строительно-архитектурный, а в Самаре –политихнический и архитектурный.

На днях стало известно, что из конкурса выбыли три вуза, претендовавшие на звание опорных: Дагестанский го­сударственный технический университет (не указал — с ка­ким учебным заведением хочет объединиться), Дагестанский госуниверситет (партнером по объединению выступил муниципальный вуз) и Орен­бургский госуниверситет (рано начал объединение с другим институтом).

К вузам-победителям, которые получат звание опорных, гото­вы присоединиться еще свыше десятка университетов.

Стимул к профессиональ­ному росту

Сами главы учебных заведений, подавшие заявку на получение статуса опорных вузов, уже морально и технически готовы к слиянию с вузами-партнерами. Они смотрят в будущее с завид­ным оптимизмом.

Например, ректор Тюменского государственного нефтегазового университета Олег Новоселов заявил СМИ, что основной акцент для опорных университетов делается на развитие магистра­туры и аспирантуры, именно доля этой категории обучаю­щихся должна быть увеличена. По его словам, «высшие учебные заведения задумываются уже о качестве высшего образования, получаемого в формате заоч­ного, и эта форма к 2020 году в нефтегазовом университете будет нивелироваться.

Минобрнауки объявляло, что в результате объединения регио­нальных вузов в опорные много­профильные университеты число вузов может сократиться на 25%. Разумеется, это не значит, что каждый четвертый преподава­тель высшей школы останется без работы. Вузов станет меньше, зато они будут крупнее, объеди­нив в себе лучшее.

Но как ни крути, оптимизация кадров здесь неизбежна. Ни одно учебное заведение не даст стопроцентной гарантии, что полностью сохранит преподава­тельский состав, ведь некоторые кафедры могут исчезнуть, а ка­кие-то подразделения наобо­рот появиться при расширении направлений работы учебного заведения. Поэтому не исклю­чено, что кому-то из студентов придется искать себе нового научного руководителя для оче­редной курсовой.

Эксперты уверяют, что, по-на­стоящему, талантливые педагоги ни в коем случае не будут сокра­щены в связи с реорганизацией учебных заведений, в противном случае, теряется суть реформы, направленной на улучшение качества образования.

Важно оценить последствия

В рамках недавнего всероссийско­го форума «Россия студенческая», проходившего в Самаре, состоя­лась встреча студенческого актива с директором департамента го­сударственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Александром Страдзе. Он ответил на самые наболевшие вопросы, в том числе разъяснил некоторые тонкости реформы опорных вузов.

Отвечая на вопросы, он объяснил, что объединение университе­тов — это, обязательно, решение самого региона, причем, вполне осмысленное. Его принимает как губернатор, так и состав коллек­тивов объединяющихся универси­тетов. Без этого никаких действий по поводу конкретных вузов Мини­стерство образования предприни­мать не будет.

Директор департамента также отметил, что «это и решение тех работодателей, профсоюзных организаций, которые имеют отношение к оценке последст­вий той или иной реорганизации. У нас даже специальная комиссия работает, потому что очень важно оценить последствия».

Он также обратил внимание на то, что из-за отсутствия своевремен­ной достоверной информации сту­денты не всегда понимают, в чем плюсы, а в чем минусы от объеди­нения двух вузов.

«Когда студент или любой другой человек не владеет информаци­ей о том, что происходит вокруг, а руководствуется какими-то слу­хами, они порождают ненужные, и, самое главное, иногда некон­структивные действия. Всем нам хочется получить правду, а путь к ней всегда достаточно тяжел, поэтому очень важно владеть ин­формацией», — добавил Александр Страдзе на встрече со студенче­ским активом.

Думы о дипломе

Переживая время активного объединения вузов, студенты беспокоятся и за будущий диплом. Осознанно выбрав при поступле­нии вуз, далеко не все на выходе хотят получить диплом другого учреждения. С другой стороны, остаться с дипломом вуза, кото­рый вот-вот закроется, для многих также представляется не лучшим решением. Глава департамента прояснил и этот вопрос.

«Есть разные формы: объединение, присоединение, реорганизация, — в любом случае теряется какое-то юридическое лицо. И до тех пор, пока юридическое лицо сущест­вует, оно способно ставить печать на диплом. Как только оно пере­стает существовать и исчезает из всех реестров, соответственно, и выдавать диплом больше не мо­жет. Если вы попадаете под выпуск существующего юридического лица, значит, у вас будет диплом университета, в который изначаль­но поступали», — отметил Страдзе.

Он также добавил, что путь объе­динения университетов отражает запрос работодателей на трудо­устройство, на научные школы и т. д. «И, наверное, руководители некоторых университетов, кото­рые подвержены реорганизации, что-то делают не так. И конечно студенты, к сожалению, остаются здесь заложниками. Наша зада­ча — сохранить право студента на получение образования, и мы будем идти дальше, чтобы он полу­чил достойное место работы».

Скорее всего, окончательное воссоединение первых универ­ситетов-добровольцев в опорные произойдет летом. Тем самым, студентам последнего курса дадут возможность спокойно доучиться и сдать экзамены. К примеру, рек­тор ВолГАСУ Сергей Калашников осенью заявил: «Разумно дать воз­можность нынешним выпускникам закончить вузы, в которые они поступали, и получить дипломы. Этим самым мы подведем некую «красную линию» и уже в новый год войдем объединенным вузом».

Сохранить традиции

Чтобы увидеть ситуацию изнутри, мы обратились к студентке перво­го курса Уфимского государствен­ного авиационного технического университета, волонтеру в РСМ Диларе Зайнетдиновой.

«Студенты привыкают к различным методам обучения, а при объе­динении неизбежно происходит смешение методов преподавания. Это, конечно, несколько смущает. Перестраиваться, ведь, всегда сложно. Получается, что студент поступает в один университет, а оканчивает — уже другой, и даже его специальность уже может называться по-другому», — расска­зала Дилара.

Студентка также отметила, что, с другой стороны, когда два вуза объединяются в опорный, один из них все равно становится глав­ным. Соответственно, позитивный момент в том, что методы обуче­ния более опытного из них пойдут только на благо студентам другого.

«У меня есть знакомые студенты, которые рассказывали, что их вузы хотели объединить с дру­гими. И несмотря на то, что они видят в этом позитивные момен­ты, в основном, все же, относятся к идее такого слияния с насторо­женностью. Но это естественные переживания. Студентам, дейст­вительно, не хватает разъяснений со стороны вузовской админис­трации. Думаю, было бы особен­но полезно давать разъяснения на примерах объединения других вузов», — рассказала Дилара.



comments powered by HyperComments