21 Ноября 2017г.

Образование с монитора

31.07.2016г.
Просмотры: 3610
Образование с монитора

Когда совсем еще недавно Интернет был в диковинку, и мы слезно просили родителей подключить наши домашние ПК к сети, как мы обычно объясняли им необходимость таких нововведений? «Интернет нужен мне для учебы», — говорили мы. Ну да, скачать реферат, посмотреть ответы на задачи из учебника — большинство из нас только этим и ограничивались. Даже сейчас максимум, что мы используем в интернете для пополнения собственных знаний, — это Википедия. А тем временем в паутине сегодня, действительно, можно получить образование, и при желании — даже неплохое.

Что это такое?

Сам принцип свободного интернет-образования в нашей стране возник совсем недавно. Сначала были робкие попытки отдельных вузов выкладывать свои лекции в общий доступ. Потом их усилия начали мало-помалу объединяться. И наконец, заработали крупные образовательные платформы, где каждый может изучить все, что угодно, без ограничений. Таких сайтов уже около полудюжины. Самые популярные — это «Открытое образование» openedu.ru, Курсера coursera.org, Универсариум universarium.org и Лекториум lektorium.tv. Особняком стоит «Арзамас» arzamas.academy, который привлекает к сотрудничеству не только ученых, но и, вообще, крупных специалистов в области гуманитарного знания.

Названий у этого явления много. На каждом сайте оно именуется по-разному: «просветительский проект», «межвузовская площадка электронного образования», «образовательная платформа». Слов много, смысл — один. У вас есть доступ в интернет, свободное время и желание. Вы выбираете из десятков курсов сколько угодно — и вуаля! Лучшие лекторы МГУ, ВШЭ, МФТИ, МИСиС, УрФУ, СпбГУ, Политеха и других ведущих вузов страны в любое время, совершенно бесплатно читают прямо для вас молекулярную термодинамику, экологию, теорию менеджмента, синергетику, теорию игр, этнологию или древнерусскую литературу — да что угодно!

Для кого это нужно?

Аудитория таких проектов делится на две крупные группы. Первая — это образованные люди, которые вечно охотятся за новыми знаниями. Очень многие после получения диплома останавливаются на достигнутом. Более мудрые понимают, что освоили еще очень мало, и вот для таких энтузиастов интернет-образование будет идеальной находкой.

Вторая, большая категория целевой аудитории таких проектов, — это студенты или люди, имеющие непосредственное отношение к преподаванию. При желании в конце каждого курса можно получить сертификат. Для тех, кто повышает свою квалификацию или хочет проставить прослушанный курс в зачетку, есть обязательные проверочные задания в конце каждой лекции и по итогам всего модуля. Это могут быть тесты, контрольные работы, эссе или решение задач — выбирает лектор, он же и проверяет, тоже дистанционно. Как правило, почти все тематические блоки соответствуют реальным университетским программам, поэтому для студентов интернет дарит отличную возможность пройти нужный курс заочно.

Эти две аудитории постоянно пересекаются. Невозможно проследить, кого тот или иной курс заинтересовал больше — специалистов или любознательных, студентов или просто эрудитов. Отличный пример: супер-популярный МГУшный курс «Основы астрономии» первоначально задумывался как просто интернет-версия лекций для студентов, посещавших межфакультетский семинар замечательного ученого Владимира Сурдина. Сейчас, если судить по форуму, активные слушатели в большинстве своем отнюдь не студенты, а обычные люди.

Что нам это даст?

Уже на первых порах идея открытого образования для всех желающих продемонстрировала свою самую сильную сторону — универсальность. Невозможно сколько-нибудь четко ограничить цели глобального проекта. Это и впрямь образование для всех. Если твой мозг способен воспринимать сложную информацию, если ты уже продвинулся в какой-то науке — изучай специальные дисциплины, в которых сильнейшие преподаватели помогут разобраться на раз-два. Если ты чувствуешь, что многого не понимаешь в курсе — выбери тот, что попроще. Многие специальности представлены в списке курсов на выбор в двух вариантах — «для продвинутых» и «для чайников». Может повезти, и на экране окажется не просто первоклассный специалист в своей области, но еще и талантливый популяризатор. Ученые, особенно естественники, прекрасно понимают, что их наука бывает частенько трудна для восприятия, и стараются «разжевать» материал, максимально доступно донести его слушателю, при этом не растеряв собственно научной составляющей.

Что касается минусов, то самый главный — это сравнительно небольшое количество русскоязычных курсов. Большинство западных университетов и академий уже давно собрали свои лучшие лекции, оцифровали и выложили в свободный доступ. В России же число вузов-участников программы пока еще досадно мало. На разных интернет-площадках зачастую встречаются повторяющиеся дисциплины, или курсы одних и тех же учебных заведений, или, даже, лекции одного и того же ученого. Чтобы не обвинять попусту, нужно добавить, что даже если лектор на двух сайтах один, это все равно разные лекции. Еще один нюанс, который может показаться не очень позитивным, — это явное преобладание технических дисциплин над гуманитарными. Открытых лекций по истории и литературе гораздо меньше, чем блоков по физике, математике или программированию.

Во что это может вырасти?

Известнейший американский физик и футуролог Митио Каку в недавнем интервью предсказал, что в самом ближайшем будущем вообще все образование на земле перейдет в компьютерную форму. Благодаря несущемуся вперед прогрессу и развитию электроники у каждого студента появится возможность закачивать необходимые ему знания непосредственно в собственную память. Пророчество, конечно, смелое, и флешки в головах у людей — все-таки немного из области фантастики, но в главном ученый прав. Принцип открытого, бесплатного, свободного и многообразного обмена знаниями — это принцип будущего. И если какая-то интересная наука доступна для изучения прямо с мониторов вашего ноутбука, — вот бери и учись, — то почему бы не воспользоваться этой возможностью? Знание — сила. И никто пока эту максиму не отменял.



comments powered by HyperComments