16 Ноября 2018г.

Как в российских вузах отреагировали на реформу аспирантуры

06.06.2018г.
Просмотры: 979
Чего ждать от реформы аспирантуры

Система аспирантуры в скором времени изменится за счет сокращения числа читаемых лекций и введения обязательного написания научной работы по итогам обучения. Об этом сообщил глава РАН Александр Сергеев.

"Здесь [в вопросе реформы аспирантуры] не надо просить руководство страны обращать внимание. В ближайшее время вопрос будет быстро решен. У Михаила Михайловича [Котюкова, министра науки и высшего образования] есть такая позиция, она есть и у Ольги Юрьевны [Васильевой, министра просвещения] - нужно как можно скорее делать научную аспирантуру", - сказал Сергеев.

По его мнению, ее продолжительность по времени может увеличиться, а обязательным атрибутом станет научная работа. "Не ограничивать ее рамками 3-4 лет. Если это требуется, то в каких-то дисциплинах это может быть 5 или 6 лет. Уменьшить объем педагогики, не надо накручивать огромное количество часов лекций, они [аспиранты] будущие научные работники, а не педагоги", - отметил Сергеев.

Он также отметил, что в первые годы аспирантуры можно было бы ввести специальные меры финансовой поддержки для аспирантов. "Хотя как мы поставим условия. К примеру, можно будет давать аспирантов только туда, где руководители и институты докажут, что они смогут с самого начала обеспечить нормальную зарплату. Можно ставить так вопрос", - заключил глава РАН.

Как в российских вузах отреагировали на предстоящую реформу аспирантуры

 

Предстоящая реформа аспирантуры в российских вузах вызвала неоднозначную реакцию у представителей научного сообщества - часть из них поддержали предложение Российской академии наук (РАН) об увеличении сроков обучения и обязательном написании итоговой диссертации, однако некоторые выразили опасения, что инициатива отрицательно скажется на образовательном процессе и финансовом положении будущих кандидатов наук.

При этом ряд представителей вузов отметили, что вместе с реформой аспирантуры и увеличением сроков обучения необходимо подумать и о материальном достатке будущих ученых. Работники системы высшего образования также отмечают, что нынешней стипендии аспирантам не хватает.

С необходимостью реформу соглашаются и далеко не все аспиранты. 

Источник:

http://tass.ru
Мнение
Мария Князева

Мария Князева

Проректор по научно-исследовательской работе МАГУ

Руководство Мурманского арктического государственного университета (МАГУ) считает, что введение обязательной научной работы по итогам обучения в аспирантуре поможет повысить эффективность подготовки кадров высшей квалификации, способных преподавать в системе высшего образования и вести научную работу. "В настоящее время достаточно большой процент обучающихся в аспирантуре заканчивает ее без диссертации, обучение для многих становится формальностью. Поэтому решение об обязательной научной работе является своевременным и необходимым".

Проводить реформу бессмысленно без проработки механизма финансовой поддержки. "Следует обратить внимание на проблему финансовой поддержки аспирантов, без чего реформа может не оправдать себя в полной мере"

Мнение
Михаил Федорук

Михаил Федорук

Ректор Новосибирского государственного университета

Аспиранты должны писать диссертацию. "Конечно, аспирантура должна заканчиваться защитой диссертации. Существующее требование представления некой научной работы, завершающей третий уровень обучения, выглядит ненужной формальностью, например, полтора месяца назад у меня защитился аспирант, который теперь, будучи кандидатом наук, потратил несколько недель на то, чтобы переделать текст своей диссертации в выпускную работу требуемого формата - и это вместо того, чтобы написать по результатам статью для журнала первого квартиля".

"Изменение срока обучения аспиранта является оправданным для естественных и точных наук, ну а повышение стипендии все равно не решает финансовых проблем аспиранта, ведь в советское время она составляла около 90 рублей, что было половиной зарплаты инженера, на которые аспирант мог жить месяц и не искать дополнительных источников дохода".

Мнение
Светлана Хаширова

Светлана Хаширова

Доктора химических наук, профессор, завкафедрой органической химии и высокомолекулярных соединений Кабардино-Балкарского государственного университета

При существующей системе обучения, если человек хочет заниматься наукой, ему вообще невыгодно поступать в аспирантуру"."Потому что в аспирантуре приходится опять ходить на лекции, заниматься наукой не может. Человеку уже 22 года и он решил, что пойдет в науку, а его опять продолжают учить. Сейчас те, которые реально хотят погрузиться в науку, идут соискателями, потому что они могут сдать три экзамена и заниматься тем научным направлением, которое ему интересно

Мнение
Анатолий Истомин

Анатолий Истомин

Проректор по научной работе ПсковГУ

Мы очень положительно оцениваем инициативу РАН. В аспирантуре люди должны заниматься наукой прежде всего, она для этого и существует. <…> Сейчас на это внимания уделялось гораздо меньше, и сейчас не является обязательным элементом обучение в аспирантуре и защита кандидатской диссертации.

Мнение
Андрей Лиховид

Андрей Лиховид

Проректор по научной работе Северо-Кавказского федерального университета

Для написания полноценной диссертации срока обучения в три-четыре года недостаточно. В нынешних условиях сроки целесообразно увеличить, так как за три года выполнить серьезную работу нереально. Нужно перенимать положительный мировой опыт, так как человек должен выйти из аспирантуры исследователем мирового уровня.

Мнение
Ольга Мещерякова

Ольга Мещерякова

Заведующая отделом аспирантуры Карельского научного центра РАН

По ряду направлений подготовки, прежде всего естественно-техническим, 3-4 года недостаточно, чтобы полностью выполнить экспериментальную работу, опубликовать научные работы в высокорейтинговых журналах и подготовить кандидатскую диссертацию. Обычно на это уходит 5-6 лет

Мнение
Владимир Кружаев

Владимир Кружаев

Проректор Уральского федерального университета по науке

Что касается обязательной научной работы по итогам обучения в аспирантуре, то эта идея очень хорошая. Другое дело, что не всегда удается сделать такую работу необходимого качества за отведенный срок - 3-4 года. <…> Возможно, придется или менять учебный план, или увеличивать врем обучения до 5-6 лет.

Мнение
Илья Паньшин

Илья Паньшин

Начальник управления научно-исследовательской деятельности Владимирского государственного университета

Увеличение сроков обучения положительно скажется на эффективности обучения. Сейчас мы с огромным трудом выдерживаем показатель 25%, некоторый вузы - 30% аспирантов защищают кандидатские диссертации в течение срока аспирантской подготовки, а мы бы хотели, чтобы этот процент был гораздо выше. И в этой связи если будет увеличен срок подготовки по некоторым сложным инженерным и естественно-научным специальностям до 5-6 лет, то они успеют защититься до конца обучения. Это очень сильно повысит эффективность самой аспирантуры.

Мнение
Владимир Тулупов

Владимир Тулупов

Декана факультета журналистики Воронежского госуниверситета

Сроки обучения не имеет смысла менять для гуманитарных специальностей. Для гуманитарного направления 3-4 года на написание диссертации - вполне нормальный срок. Если брать в расчет вторую ступень обучения - магистратуру, где студенты также пишут магистерскую диссертацию, то вместе с последующей аспирантурой итоговый срок обучения получается 5 лет, что вполне достаточно.

Мнение
Камилла Саидова

Камилла Саидова

Аспирантка филологического факультета Дагестанского государственного университета

Любые реформы должны быть в интересах людей и защиту их прав - интеллектуальных в том числе. В данном случае непонятно, как будет работать новшество, и как вообще можно заставить, обязать писать научную работу? Ведь право каждого - быть отличником или двоечником, написать работу или провалить ее.



comments powered by HyperComments