20 Апреля 2018г.

Исчезновение с карты России ряда авторитетных столичных вузов

31.07.2016г.
Просмотры: 5764
Исчезновение с карты России ряда вузов

Исчезновение с карты России ряда авторитетных столичных вузов, в результате их объединения с еще более крупными и знатными, повлекло за собой новую волну слияний-поглощений, но уже на региональном уровне. Новым этапом реформы высшего образования станет создание пула опорных вузов в регионах. Суть его в том, что региональные вузы будут добровольно объединяться в многопрофильные университеты, чтобы получить ряд серьезных привилегий, в частности, дополнительное финансирование из госбюджета. Региональным вузам будет проще объединяться хотя бы потому, что они смогут опираться на имеющийся опыт слияния федеральных университетов. Ректоры московских вузов, в том числе прошедшие этот нелегкий путь, рассказали нашему изданию о том, какие новые возможности открылись перед их учебными заведениями после объединения, а также объяснили, почему региональным вузам тоже следует объединиться.

Мнение
Александр Рождественский

Александр Рождественский

Исполняющий обязанности ректора Московского авиационного института (МАИ)

Наше объединение с МАТИ-РГТУ им. К. Э. Циолковского, разумеет­ся, никак не связано с реформой опорных вузов, которые создают­ся исключительно в регионах. Не связано оно и с неэффективностью МАТИ. Эта мера отражает общий тренд, направленный на укрупнение вузов и создание условий для их более эффективной работы. Кроме того — это экономия на издержках, уменьшение административно- управленческого аппарата и т. д.

Безусловно, мы являемся лиде­рами в подготовке инженеров для авиационной и ракетно- космической отраслей. Ребята, желающие связать свою жизнь с авиастроением и космосом, как правило, рассматривали в Москве три базовых вуза. Это — Бауманка, МАИ и МАТИ. Но при этом нельзя сказать, что между ними была некая конкуренция, поскольку программы подготовки значи­тельно отличались: МАИ тради­ционно готовил конструкторов, а МАТИ — технологов. Их объеди­нение дало студентам уникальную возможность — поступать в МАИ и получать более широкий выбор направлений подготовки. Кроме того, объединение МАИ и МАТИ позволило готовить специали­стов по всему жизненному циклу изделия, будь то авиационная или космическая техника.

При объединении вузов никто не ставит задачу сокращать кадры, по­этому ничего критического, в этом плане, у нас не произошло. Если говорить об определенной оптими­зации, обновлении штата, то это ес­тественные процессы, которые были всегда: люди стареют, уходят на пенсию… Надо приводить штатную численность профессорско-препо­давательского состава в соответст­вие конкретной нагрузке, которая имеется в вузе. Но это не является сокращением, это, именно, опти­мизация затрат, поскольку вуз не может содержать сотрудников, не обеспеченных конкретной нагруз­кой. Это — государственные деньги, и неэффективного их использова­ния быть не должно.

Большая часть наших студентов — конструктивно настроенные люди, которые с пониманием отнеслись к объединению двух вузов. Поняли, что это — неизбежные процессы, и конфронтация, в этом смысле, неэффективна. Мы призываем лю­дей к совместному сотрудничеству, получаем обратную связь, благо­даря чему понимаем, какие вещи их тревожат, и стараемся в дискус­сиях приходить к каким-то общим решениям. И работа ректора вовсе не синекура, это, действительно, пахота с утра до ночи и огромная ответственность перед преподава­телями и студентами».

Мнение
Николай Кудрявцев

Николай Кудрявцев

Ректор Московского физико- технического института (МФТИ)

Практика укрупнения высших учебных за­ведений уже показала свою эффективность, причем еще до принятия концепции опорных вузов. Это очень важно, потому что, честно говоря, усилия были очень сильно раздробле­ны. У нас существует множество небольших вузов, которые расположены в одном городе и занимаются очень близкими направления­ми, но никак не сотрудничают. Их объедине­ние только повысит эффективность работы каждого из них.

Об идее создания в регионах опорных вузов я впервые услышал в начале года. Это до­бровольное объединение нескольких вузов в один, чтобы он стал действительно значимым и в дальнейшем мог решать серьезные про­блемы. Это даст возможность нашему учреди­телю — Министерству образования и науки — сосредотачиваться на системной поддержке именно таких вузов, а не расщеплять свою под­держку на множество векторов. Когда мы гово­рим о сокращении неэффективных вузов и фи­лиалов, которых множество, надо понимать, что талантливый педагог всегда найдет работу. На самом деле, у нас дефицит высококвалифици­рованных педагогических кадров. Но создание опорных вузов, как я это вижу, подразумевает не сокращение, а, прежде всего, объединение лучших вузов в том или ином регионе.

Конкуренция всюду хороша, но это не сов­сем та конкуренция. Если в регионе два вуза имеют схожие направления подготовки, не за­ставляем ли мы студентов метаться от одного учебного заведения к другому? Все равно поступающий не может оценить все преиму­щества и недостатки того или иного учебного заведения. Сейчас региональные вузы вынуждены проводить агрессивные пиар-кампании по приему абитуриентов, а значит — расходовать значительные средства. А ведь это никак не повышает качество образования. Если же они объединятся, то, при дос­тойном менеджменте, смогут объединить усилия и в пиаре. А сотрудники, имеющие разные точки зрения на преподавание того или иного предме­та, оказавшись рядом, будут иметь возможность приводить друг другу аргументы в свою пользу. Таким образом выбираются пути к наиболее оп­тимальному решению.

Есть еще один важный аспект, связанный с тем, что в девяностые и нулевые годы преподава­тели были вынуждены работать в нескольких местах, чтобы обеспечивать свои семьи. Эта привычка жива и сейчас. Но это неэффектив­ная работа: преподаватель, по сути, выступа­ет в роли магнитофона, в разных местах ве­щает примерно одно и то же. На мой взгляд, гастролируя как артист, только по учебным заведениям, он теряет определенные ком­петенции. Если же лучшие вузы объединят­ся, ему будет намного удобнее работать в одном месте. Во-первых, повысится ка­чество его работы, во‑вторых, повысится зарплата. Работу в двух учебных заведе­ниях я еще допускаю — это нормально.

Разумеется, очень многое будет зависеть от исполнения реформы опорных вузов. Все шаги в этом направлении должны быть выверенными. И мы, на нашем совете, всегда обращаем внимание, чтобы это объединение происходило исключительно в ключе повышения качества высшего образования.

Мнение
Дмитрий Ендовицкий

Дмитрий Ендовицкий

Ректор Воронежского государственного университета, председатель Совета ректоров вузов Воронежской области

 

Воронеж — нетипичный для России город по концентрации студентов: на миллион его жителей приходится 140 тысяч студентов вузов и еще порядка 15 тысяч — техникумов, что со­ставляет 14–15% населения города. Разумеется, задача прохождения второго этапа реформиро­вания вузов для нас особенно актуальна. Понят­но, что в разных вузах существенно отличается качество образования и уровень научных иссле­дований. И здесь необходимо понимать, как видит эту реформу Министерство образования и науки. Дмитрий Викторович Ливанов на заседании Совета Российского союза ректоров перед Новым годом справедливо заметил, что опорные вузы создаются в тех регионах, где есть много малых вузов. Раз­умеется, если объединить два или три небольших вуза в один опорный, инвестировав государствен­ные средства в его развитие, конечно же, эффект будет положительным. При этом реформа никак не коснется крупных университетов, демонстрирую­щих сильную науку, обширную международную де­ятельность и высокое качество образования, ори­ентированное на практику. Таким вузам не нужно ни с кем объединяться и становиться опорными. Они и так самодостаточны, авторитетны и полу­чают господдержку разного рода. Мы исходим, именно, из этого посыла министерства и видим возможности и для создания в регионе опорных университетов, и для сохранения Воронежского го­сударственного университета как уникального для России вуза, история которого начинается с 1802 года. Сейчас в нашем регионе подана одна заявка на создание опорного технического университета на базе Воронежского государственного техниче­ского университета. Вузом-партнером, который должен стать его структурным подразделением, выступил Воронежский государственный архитек­турно-строительный университет. Как председате­ля областного Совета ректоров, меня очень радует, что заявка нашего региона на создание опорного технического университета прошла предваритель­ный отбор. Окончательное решение министерства будет принято 22 января. Несомненно, наш пер­вый опорный вуз станет вершиной технической мысли и технических инноваций, которые сейчас необходимы экономике нашего региона и страны. Далее мы планируем объединить в регионе вузы по кластерному принципу. На это получена поддержка профильного министерства и нашего губернатора. Предполагается создать инженерно-технический кластер, который уже сейчас проявляется в виде заявки на создание опорного технического вуза. Основой второго, классического, кластера станет Воронежский госуниверситет. Сюда же войдет медицинское направление, активно развиваемое в ВГУ и в профильном Воронежском государствен­ном медицинском университете им. Н. Н. Бурденко. И, конечно же, здесь никуда не деться без педаго­гического образования. Третьим кластером станет агропромышленный. Воронежская область славит­ся сельским хозяйством, поэтому, конечно же, нам необходимо усиливать науку и образование в агро­промышленном секторе. Таким образом, в нашем миллионном городе к 2020 году нам видится об­разование трех опорных вузов. И главный принцип при их создании, как и у врачей, — не навредить. Очень важно, чтобы не возникало социальных кон­фликтов в преподавательской среде. И ни в коем случае нельзя допустить, чтобы пострадало качест­во образования или изменилась форма обучения. При любых изменениях в вузовской системе наши студенты должны быть социально защищены.

Мнение
Владимир Егоров

Владимир Егоров

Ректор Ивановского государственного университета

 

Когда речь идет о реорганизации, подводные камни, конечно, всегда есть. А реорганизация больших коллективов — достаточно сложный процесс. Здесь еще нужно учитывать, что у нас в стране многие вузы имеют многолетнюю, а иногда даже столет­нюю и более историю. В каждом из них сложились определенные традиции, внутренний уклад жизни. И, конечно же, не хотелось бы, чтобы при любых переменах такого рода, в том числе, при объедине­нии учебных заведений, этот уклад нарушался. Ни при каких обстоятельствах мы не должны терять традиции, которые оправдали себя. И чтобы этого не произошло, мне кажется, что все эти вопросы должны решаться индивидуально, с учетом особен­ностей региона.

Регионы все-таки значительно отличаются. В неко­торых, как например в Ивановской области, много вузов, в том числе, и больших, федерального значе­ния. Но у нас очень мало филиалов. А в некоторых субъектах — совсем наоборот. Думаю, что на местах органы власти, советы ректоров, вузовские коллек­тивы должны не под «компанейщину», а взвешенно подходить к таким вопросам.

Сокращение контрольных цифр приема в последние годы привело к тому, что многие вузы значительно уменьшились в количественном отношении. А ма­лым вузам трудно выживать, если, конечно, они не носят специализированного характера. Есть ведь маленькие вузы, выполняющие особые обществен­ные функции. Дело в том, что процент постоянных затрат вырастает из года в год. Это те затраты, кото­рые не зависят от числа студентов. Например, число кочегаров в котельной. И такими вузами становится, с финансовой точки зрения, очень трудно управлять. Поэтому в ряде случаев необходимость объединения высших учебных заведений действительно назрела.

На мой взгляд, при объединении вузов необхо­димо сохранить преемственность научных школ, традиции учебного процесса. Это, хоть и не мате­риальные активы, но вещи не менее важные.

В Ивановской области все высшие учебные заведения небольшие по размеру. Причем объединение даже двух вузов не позволит соответствовать установленным для опорных вузов нормативам. Надо объединять три вуза. Конечно же, это очень серьезный вопрос, которым занимается и руководство области, и Совет ректоров. Мы пошли по такому пути: сначала вузы разработают программы со­здания и развития опорного университета, которые затем будут обсуждаться вузов­ской и административно-вузовской об­щественностью. Все это осуществляется под руководством губернатора области, который держит руку на пульсе. Поэтому в 2016 году мы будем активно работать над концепцией создания опорного университета в Ивановской области, и надеюсь, что к лету мы выйдем на понимание этой ситуации.



comments powered by HyperComments