10 декабря 2016 г.

Диалог работодателей и вузов: точки соприкосновения

31.07.2016г.
Просмотры: 2168
Диалог работодателей и вузов: точки соприкосновения

Выходя на свою первую работу, молодые специалисты часто слышат от начальника: «Забудьте все, чему вас учили в вузе!». То ли недоверие сегодняшних работодателей к современной системе образования так велико, то ли начальники просто хотят утвердить свой авторитет, нивелируя багаж знаний, полученный вчерашним студентом…

Российские специалисты по рекрутингу тоже недовольны сложившейся ситуацией, и вполне осторожно говорят о молодежном рынке труда. Свежие выпускники для них — «сложные кадры». Они-то сами считают себя готовыми профессионалами и претендуют на вознаграждение, сравнимое с окладами опытных специалистов. У ребят много иллюзий по поводу ситуации на рынке, они еще не «нюхали пороху», и представляют будущую работу несколько утопически. Работодатель же не готов предложить совсем «зеленому» сотруднику выигрышные условия найма. Для руководителя молодой специалист, во многом, — темная лошадка: пусть сначала себя покажет, а затем уже будет ясно, нужен ли его потенциал компании. Да и потом, теоретическая база знаний, усвоенная в вузе, — это одно, а практика — совсем другое. Специалисты HR, работающие в крупных компаниях, убеждены: в молодых сотрудников надо вкладывать силы, натаскивать их на конкретику, помогать адаптироваться, исправлять ошибки. Да, это «свежая кровь», но требующая пристального внимания и контроля. С другой стороны, молодые российские специалисты по нескольким направлениям — это, можно сказать, мировой бренд. Например, наших программистов, IT-специалистов, промышленных дизайнеров, что называется, «с руками отрывают» крупные западные компании. Наших ребят ценят за глубокие академические знания, за многопрофильность, за фантастическую способность к освоению новых навыков. Получается: совсем не плох тот «продукт», который производит российская система высшего образования, главное, чтобы он соответствовал ожиданиям будущих потребителей- работодателей. А вот тут важен диалог между представителями рынка труда и руководством вузов. Как и какие точки соприкосновения искать в этом диалоге? Этот вопрос мы адресуем нашим экспертам.

Мнение
Рашид Думаличевич Хунагов

Рашид Думаличевич Хунагов

Ректор Адыгейского государственного университета

трудоустройства студентов и выпускников вузов актуальна не только в России, но и за рубежом. Чтобы найти пути ее решения, необходимо более тесное взаимодействие между университетами и предприятиями. Работодателям надо изучать возможности выпускников и студентов. Но и сами студенты должны активнее выходить на рынок труда. Уже с третьего курса студент должен задать вектор на будущее трудоустройство. Трудоустройство студентов и выпускников — это встречное движение работодателей и соискателей, которое пока, к сожалению, не налажено. Я изучал мировую практику в этом вопросе. Например, в Венском университете, как и во многих других мировых вузах, существует практика, когда работодатель следит за перспективными студентами. Есть специальные фирмы по выявлению таких студентов в различных вузах. Работодатель наблюдает за успехами студента, за освоенными курсами, за темами курсовых и дипломной работ. Что касается нашей ситуации, конечно, и активность университетов в этом направлении должна быть. Ситуация меняется в лучшую сторону, мы занимаемся трудоустройством студентов. У нас появилась новая форма работы — это создание базовых кафедр на крупных предприятиях региона, у нашего вуза таких пять.

Мнение
Габибулла Рабаданович Хасаев

Габибулла Рабаданович Хасаев

Ректор Самарского государственного экономического университета, доктор экономических наук, профессор

К сожалению, есть работодатели, которые берут студентов и выпускников только с опытом работы. На мой взгляд, это объясняется стереотипностью мышления многих руководителей. Дело в том, что в условиях быстрых изменений в окружающем мире даже хороший опыт — это знания прошлого. Сегодня работодателю нужен специалист не только с опытом работы, но обладающий универсальными компетенциями, который хорошо разбирается в своей профессиональной области и владеет иностранными языками, информационными технологиями, имеет широкий кругозор, обладает навыками командной работы и гибким мышлением. Работодатели опасаются брать на работу специалистов без опыта, так как в этом они видят определенный риск, поскольку молодые люди поступают в университеты в возрасте 17–18 лет и получают высшее образование уже к 21–22 годам. Это весьма юный возраст, в котором человек имеет еще мало жизненного опыта. Тем более в таких областях, как, например, экономика, менеджмент, юриспруденция, где очень важен жизненный опыт человека. Мы, в свою очередь, понимаем проблему трудоустройства молодых специалистов и организуем практикоориентированное обучение. В нашем университете налажены хорошие отношения с Союзом работодателей Самарской области, а президент Союза работодателей Самарской области является членом Ученогосовета нашего вуза. Это сотрудничество благоприятно влияет на трудоустройство наших выпускников. Мы презентуем свои программы работодателям, они проводят их экспертизу, устраиваем совместные семинары и конференции, где, в том числе, выступают и наши студенты. И привлекаем студентов к научно-исследовательской работе, которые выполняются по заказам организаций. Кроме того, на ведущих предприятиях региона, где можно научиться лучшим практикам, мы создаем базовые кафедры. Например, такие кафедры уже созданы на Волжском автомобильном заводе, ракетнокосмическом центре «Прогресс», ОАО «Открытый код». Всего на сегодняшний день создано пять базовых кафедр на крупных предприятиях области, чтобы студенты имели возможность закреплять на практике полученные в процессе обучения знания и адаптироваться к будущему месту работы. Работодатели имеют возможность получать подробную информацию о выпускнике из раздела «Портфолио карьерного роста».

Мнение
Никита Богданов

Никита Богданов

Генеральный директор Moscow Free Tour , Street Adventure

Мы частенько используем услуги студентов для сдельной работы, а за последние три года раз 8–10 брали выпускников без опыта работы или студентов на постоянные позиции. Для меня не удивительно, если на собеседование приходит студент, ведь мы сами пригласили человека,. изучив его резюме. Появляется вакансия, мы следим за откликами. Тех, кто ленится написать сопроводительное письмо, которое мы требуем на hh.ru, отметаем сразу. Тех, кто пишет шаблонами, тоже. Иногда даем перед встречей тестовое задание или приглашаем на групповое интервью, после чего делаем выводы о человеке. Если человек нам нравится, понимает специфику работы — нам не важно, есть у него образование или нет. Фразу «забудьте все, чему вас учили в вузе» мы никогда не говорим. Знания во многих должностях — вторичны. Важнее личные качества: ум, сообразительность, работоспособность, организованность, самостоятельность, желание работать. Вообще, строгой корреляции между образованием и успехом нет. Могу привести примеры из личного опыта. У меня есть 19-летняя знакомая, которая уже год зарабатывает по 300 тыс. рублей в месяц, проводя различные мастер-классы. Мой одногруппник ушел с 3-го курса бюджетного обучение на физическом факультете МГУ, и сейчас у его компании оборот около 2 млрд руб. (именно миллиардов!). У студентов, работающих в нашей компании, есть возможность совмещать работу с учебой. Для нас не принципиально, ходит ли человек в офис каждый день, главное, чтобы была выполнена его работа. В нашей компании работают мало людей по полученной в вузе специальности. У нас больше тех, кому нравится эта работа. Если честно, я вообще не сторонник «работы по специальности». Надо, чтобы люди любили свое дело, «горели» этим.

Мнение
Наталия Колотилина

Наталия Колотилина

Генеральный директор агентства недвижимости ООО «АДВЕКС» в Москве

В нашей компании работают почти 70 % студентов, я и сама являюсь студентом РАНХиГС при Президенте РФ. В «АДВЕКСЕ» существует система наставничества, каждый сотрудник проходит стажировку с опытным брокером и получает квалификацию в процессе работы, что ценно, так как он может с первого дня погрузиться в работу, не имея специальных навыков. Когда студентыбез опыта работы приходят к нам на собеседование, мы даём шанс практически каждому заинтересованному соискателю проявить себя и самореализоваться в риэлторской деятельности. Конечно, многие пришедшие на собеседование, не отвечают всем требованиям профессии, но при этом выпускники оказываются достаточно грамотными специалистами в определенных областях. Брокеров по недвижимости мы обучаем с «нуля» технологиям работы. Большую роль играют влияние рынка и кризисные явления, которые во многом дополняют знания, полученные студентами в вузе. В любом случае, неопытных сотрудников приходится доучивать, потому что специальность «брокер по недвижимости» объединяет в себе ряд профессий: экономист, юрист, маркетолог, дипломат, психолог, бухгалтер, и, даже, курьер или менеджер по рекламе. Люди, которые приходят к намна собеседование, как правило, не имеют навыков в области психологии продаж, ведения переговоров, оценки объектов недвижимости, познаний в архитектуре, то есть — в комплексе знаний и навыков. Но желание учиться и развиваться в нашей компании только приветствуется, мы рады каждой сданной сессии наших сотрудников-студентов и всячески поощряем повышение квалификации и дополнительное образование. А с недостатком времени у учащихся сотрудников приходится мириться. Тем не менее, у риэлторов свободный рабочий график, и брокер может организовать свой рабочий день в зависимости от времени учебы.



comments powered by HyperComments