28 Июля 2017г.

Первый пошел: Как новоиспеченному студенту успешно влиться в учебный процесс

31.07.2016г.
Просмотры: 2998
Первый пошел

Окончание школы и поступление в вуз принято обозначать штампом «шаг во взрослую жизнь». По существу, так оно и есть. Для студента-первокурсника начало учебного года — это колоссальный стресс, но и огромный шаг навстречу будущей профессии, независимости от родителей и, в конечном итоге, взрослой самостоятельной жизни. Что же мешает сделать этот шаг решительно, просто и радостно?

Даже самым лабильным нужно некоторое время, чтобы привыкнуть к новым жизненным обстоятельствам. При «движении из пункта «А» в пункт «Б» человеку необходимо подстроиться под, пусть и желаемые, изменения жизни, научить себя новой модели поведения, одним словом — адаптироваться. Адаптация считается завершенной, когда человек перестает испытывать стресс, нервничать, и чувствует себя в своей тарелке. Если говорить об адаптации применительно к первокурсникам, на этот важный этап отводится от первого семестра до целого учебного года. Преподаватели Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, в рамках исследовательской работы по адаптации, опрашивали студентов первого года обучения. Результат показал, что существенные трудности в адаптации испытывают 18% первокурсников, еще 45% отметили для себя процесс адаптации, однако он был для них несложным.

Педагоги и психологи сходятся во мнении: быстрая и безболезненная адаптация студента первого года обучения — это залог его успешной учебы и будущей самореализации в профессии.

КРИЗИС СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ

Пока учебный процесс «раскачивается», социальная адаптация уже идет полным ходом. Первые дни в вузе — это вызов для самооценки студента. Он привык к той социальной роли, которая была у него среди одноклассников, привык к своим школьным друзьям, любимым учителям, к лояльному отношению и тех и других. Новый коллектив педагогов и новая компания однокурсников, с которыми еще приходится конкурировать, — все это не в зоне комфорта студента. Новая среда общения проверяет его «на вшивость», и это серьезный вызов. Исследования показывают, что на «социальном» этапе хуже всего себя чувствуют студенты, приехавшие учиться из глубинки. Им поневоле приходится сравнивать себя со своими столичными сокурсниками, и фокус внимания сосредотачивается на том, у кого из ребят более модные и дорогие джинсы, или последняя модель Айфона. Такой разрыв в материальном положении студентов от года к году нарастает. Вузы объединяются, укрупняются, все больше ребят едут учиться в центр с периферии.

После того, как роли в студенческой группе более или менее сложились, в игру вступают способности и таланты студентов, а именно их адаптация к учебному процессу. Хотя казалось бы, первокурсники — народ достаточно «стандартизированный», все сдавали ЕГЭ. Мало того, что учебный процесс в вузе сильно отличается от учебного процесса в школе, так еще и в разных школах дети привыкли учиться по-разному. Усвоив примерно одну и ту же базу знаний, выпускники выносят из своих школ разные методики освоения этих знаний. Сильно отличаются уровни выпускников школ из разных регионов России (и результаты ЕГЭ-2015 это ясно показывают).

ЗАЕДАЕТ БЫТ

В особую группу исследователи выделяют студентов, которые едут учиться в другой город или даже страну. На первом плане у таких ребят — преодоление бытовых трудностей, обустройство в общежитии, поиск съемного жилья, поиск приработка, если родители не могут полностью обеспечить ребенка материально. В определенном смысле, таким первокурсникам не до учебы. Вот и студентыиностранцы, учащиеся в России, главной проблемой своей адаптации называют быт и социальные трудности. Согласно опросам, особенно их не устраивают условия жизни в пресловутых студенческих общежитиях. Иностранцам приходится справляться и с дискриминацией. На это неприятное явление указывают почти 46% респондентов. Иностранцы жалуются в основном на трудности с поиском жилья (многим отказывают сдавать жилье исключительно по национальному признаку), на трудности с оформлением необходимых документов.

Третье место в этом рейтинге проблем занимает общение с однокурсниками. Не все ребята из России готовы принять иностранного сокурсника с распростертыми объятиями. Лояльность к иностранным студентам во многом зависит от внутренней культуры и традиций вуза. А непосредственно учеба проблем не вызывает, даже, напротив, служит «отдушиной».

ГЛАВНОЕ — С ВОБОДА ВЫБОРА

Только ли от психологических особенностей личности студента зависит его успешная учеба в вузе? Психологи уверенно говорят: нет, не только. Известно, что студенты, которые сами выбирали свою будущую профессию, и поступили именно на ту специальность, о которой мечтали, успешнее и быстрее вольются в учебный процесс. Если же выбор сделали родители, и этот выбор был основан на их личных желаниях, а не на способностях ребенка, то такому студенту придется тяжело. Помимо объективных трудностей молодому человеку в вузе предстоит справляться с собственным сопротивлением, насильно осваивать неинтересную ему специальность. И тут статистика не утешает. Согласно опросу Московского центра профориентации, почти 80% выпускников школ выбирают будущую профессию под давлением родителей. И только 6% детей делают выбор, не принимая во внимание мнение старших, или даже вопреки их желанию. В итоге оказывается, что больше всего студентов, выбравших профессию по душе, учатся в специализированных вузах (медицинских, инженерно-технических, театральных). Как  правило у таких ребят проблем с адаптацией нет. Они утром бегут на первую пару, учеба им в радость.

КАК ПОМОЧЬ СТУДЕНТУ?

Со своей стороны чиновники от образования постоянно оптимизируют учебную программу. Главный принцип — в первый семестр как можно больше разгрузить студента, чтобы он входил в учебный процесс комфортно, а нагрузка возрастала постепенно. Как показывает практика, эта политика довольно успешна. Только 10% опрошенных первокурсников заявили, что недовольны организацией учебного процесса, среди предметов  своего недовольства называют неудобное расписание и набор учебных дисциплин. Почти каждый третий (27%) заявил о том, что недоволен результатами зимней сессии (тут и неготовность к трудностям и завышенные ожидания на свой счет). Преподаватели «не нравятся» лишь 4% ребят.

В последнее время все большая роль в адаптации социальной и бытовой отводится студенческим объединениям. Традиция саморегулируемых студенческих объединений прекрасно работает во всем мире: это и лиги, и братства, и ассоциации, и общины, и студдеканаты, вплоть до творческих кружков и театральных студий. Однако, для решения подобного рода проблем студентам лучше всего обратиться в студенческий совет. Здесь студенту помогут решить проблему с оформлением документов, выбить место в общежитии, вовлекут в такую важную часть вузовской жизни, как самоуправление. Почти всегда в студсоветах также есть специальные направления работы по адаптации.

Когда быт организован и дела с учебой налажены, возникает вопрос: куда девать потребность в творческой реализации, лидерские качества и общественную инициативу? Вот тут студент включается в социальную, культурную и научную жизнь вуза. Тогда уже можно считать, что первый год обучения пошел: полет нормальный!



comments powered by HyperComments