28 Июля 2017г.

Перестаньте относиться к своему образованию пассивно

31.07.2016г.
Просмотры: 2531
Перестаньте относиться к своему образованию пассивно

Одно время много говорили о том, как огромен разрыв между знаниями, которые студент получает в вузе, и нужными работодателю навыками. Уменьшился ли сегодня этот разрыв?

Разрыв уменьшается, но, увы, по чуть-чуть. Причем улучшениям мы обязаны, главным образом, таким крупным компаниям, как, например, Mail, «Яндекс», Acronis, которые сами пошли в вузы. Сделали они это по той причине, что качество выпускников было, нет, не плохим, оно просто никак не коррелировало с жизнью. После вуза человека нужно было еще год доучивать, при этом он требовал зарплату, сходную с доходом готового специалиста.

Здесь есть еще одна важная проблема: в России существует огромное количество вузов, которые по факту предоставляют не соответствующее заявленному качеству образование. Скажем: было чуть ли не ПТУ, а потом оно почему-то назвалось университетом и начало в огромных количествах выдавать дипломы государственного образца. Эти выпускники ждут, что после «вуза» их разберут работодатели, но на деле они оказываются никому не нужны. Поэтому, хоть я и против карательных функций государства, но то, что сейчас тем вузам, где качество преподавания особенно чудовищно, отказывают в перелицензировании, считаю позитивным моментом.

И сколько, по вашему мнению, некачественных вузов еще можно закрыть для улучшения состояния образования в стране?

Думаю, что еще 20–25 %. Однако, к этому нельзя подходить формально: например, щекотливый вопрос с закрытием педагогических и инженерных вузов, потому что без необходимого количества этих специалистов – никуда. И потом, целью должно быть не само по себе закрытие, а изменение системы лицензирования.

Это логично: если абитуриенту для того, чтобы поступить, скажем, в МГУ, надо показать достойную сумму балов ЕГЭ, то и вузу необходимо выдержать сложные испытания. Строиться они должны по понятным для всех правилам, которые, кстати, едины во всем мире. Первое — это количество научных публикаций у преподавателей и индекс их цитируемости. Второе — процент трудоустроенных выпускников, и какое количество из них смогло устроиться на лучшие предприятия региона. Если учебное заведение плодит потенциальных безработных, значит, его выпускники не нужны бизнесу, а раз так — нечего руководству вуза обманывать абитуриентов, обещая им золотые горы.

Вы не раз говорили о том, что вместе с технологическим прогрессом часть существующих сегодня профессий исчезнет. О каких профессиях идет речь, и почему именно им нет места в будущем?

На вымирание обречены все профессии, которые легко алгоритмизировать. Например, кассир (пробил товар — забрал за него деньги), курьер (взял посылку — доставил ее), таксист (подобрал пассажира — привез его в нужное место) и так далее. Все эти операции в течение ближайших 10–15 лет начнут выполнять роботы, а не люди. Говоря «роботы», я, конечно, не имею в виду этаких «железных дровосеков», которые знакомы нам по научнопопулярным фильмам. Наш мир заполнят более утилитарные аппараты.

Уже сегодня мои клиенты, крупные ритейлеры, массово закупают так называемых автоматизированных кассиров — устройства, которые сканируют продукты и с помощью банковских карт рассчитывают покупателей. И это не потому, что кто-то особенно любит инновации, просто, в торговле умеют считать деньги. Если люди болеют, ошибаются, требуют прибавки к зарплате, то роботы всего этого не делают. Плюс к этому, они могут работать круглые сутки.

Ваши оппоненты говорят, что подобные прогнозы могут быть верны для крупных городов, но никак не для провинции. Что бы вы могли им ответить?

Я родом из Вологды, и в те времена, когда я еще там жила, часто слышала мнение, что в провинциальные города никогда не придут сетевые магазины. Все сбылось с точностью до наоборот: крупные сети вытеснили маленькие торговые точки, которые, как всем казалось, будут существовать вечно. И если крупные ритейлеры решат поменять кассиров на роботов, это коснется всей страны. Хотя начнется все, действительно, с больших городов, прогресс неизбежно доберется и до провинции.

Предположим, что наши читатели из числа студентов обнаружили свою специальность в списке профессий, обреченных, по вашему мнению, на вымирание. Что им делать в такой ситуации?

Надо искать те профессиональные ниши, которые будут востребованы, не смотря ни на какие изменения рынка труда. Расскажу на примере журналистики: на примитивном уровне в будущем она тоже будет автоматизирована. Ведь понятно, что в горячую точку для съемки репортажа эффективнее послать дрона, а не человека. Что делать студентам журфаков в этой ситуации? Либо пытаться вырасти до эксперта в какой-то сфере, либо переквалифицироваться в пограничную область. Например, в перспективе будут чрезвычайно востребованы продюсеры образовательных интернет-ресурсов, которые могут грамотно упаковать контент и затем эффективно с ним работать.

Вы говорили о перспективах интернет-образования. Но готовы ли российские работодатели принимать сотрудников на основе наличия сертификата той же Coursera?

По сути, не готовы, но это не важно. Дело в том, что большинство работодателей не принимают всерьез дипломы подавляющего большинства вузов. Поэтому вам и не нужно приносить на собеседование сертификаты Coursera, достаточно упомянуть, что вы владеете таким-то навыком. Это не станет вашим основным преимуществом, но будет дополнительным плюсом. Кроме того, в дальнейшем эти знания помогут вам быстрее двигаться по карьерной лестнице.

В завершение нашего разговора не могли бы вы дать несколько советов современным студентам?

Перестаньте относиться к своему образованию пассивно: сама по себе учеба в вузе не гарантирует, что вы станете хорошим специалистом. Учитесь самостоятельно, следите за трендами, ездите на стажировки и обязательно изучайте английский язык.



comments powered by HyperComments