21 Ноября 2017г.

Для неугомонных: аспирантура или второе высшее?

31.07.2016г.
Просмотры: 4209
Для неугомонных: аспирантура или второе высшее?

Многие успешные студенты, когда срок обучения в вузе подходит к концу, задумываются о продолжении образования. Когда человеком движет желание продолжить получать удовольствие от преобретения новых знаний, открытий в науке и себе, перед ним возникает выбор: пойти в аспирантуру, или, например, получить второе высшее образование? Еще вариант: ограничиться «беззаботным» посещением различных курсов, тренингов на протяжении профессиональной карьеры, так как аспирантура и второе высшее предполагают выполнение большого числа, мягко говоря, формальностей, а также — много систематического труда. В каком случае, что выбрать, как понять, нужна ли тебе аспирантура? Ответы на эти вопросы мы попытались найти у аспирантов, молодых кандидатов наук, преподавателей вузов и экспертов.

Можно ли идти в аспирантуру не за диссертацией?

Ни для кого не секрет, что в аспирантуру студенты поступают порой для самых прозаических целей: например, провинциалы, чтобы получить жилье в Москве или Петербурге, юноши, чтобы отложить службу в армии. По словам руководи­теля магистерской программы «Доказательная образователь­ная политика» Высшей школы экономики Петра Сафронова, таких людей — до половины кон­тингента аспирантов.

А как быть тем, кто хотел бы в аспирантуру, но не уверен, что готов к карьере ученого или преподавателя? Если желание поступать, силы и возможности есть, надо идти, считает до­цент факультета журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломо­носова, кандидат филологиче­ских наук Григорий Прутцков.

«Не нужно отказываться от ас­пирантуры, если не планируешь быть ученым, преподавателем, так как возможности ее при­менения расширились и на­писание диссертации не стало единственной целью обучения в аспирантуре. Защита выпускной квалификационной работы предоставляет аспиранту статус преподавателя-исследователя. Это повысит его рейтинг: он получит статусную строку в ре­зюме, а также реальные плюсы, если он захочет быть, например, учителем в школе», — считает Григорий Прутцков.

Петр Сафронов добавляет, что люди в нашей стране до сих пор представляют себе карь­еру слишком линейно: если из вуза — в аспирантуру, зна­чит — будущий преподаватель, но современные карьеры очень гибкие.

Если студент идет в аспирантуру с активным научным интересом и желанием написать диссер­тацию, то не лишним будет убедиться в том, что на кафедре его ждет «живой» коллектив, который его поддержит, потому что наука — это всегда команд­ная работа. В противном случае, начальный интерес может быс­тро потеряться, предупреждает Петр Сафронов.

Аспирантура vs второе высшее

Некоторым людям просто очень нравится учиться, иногда они получают по нескольку высших образований. В каких же случаях целесообразно вчерашнему студенту сразу браться за второе высшее и нужно ли вообще?

Важнейшее отличие второго высшего от аспирантуры — оно, обязательно, платное. По мне­нию Сафронова, такие траты для самих обучающихся малообос­нованны.

«Второе высшее — это для людей практиков, которые добирают навыки, которых не хватает в текущей профессии, и оплачи­вает их получение работодатель. Когда сам человек, за свои сред­ства, получает второе высшее, это странно, потому что в боль­шинстве стран мира работода­тели софинансируют подобные проекты», — считает эксперт. «Что касается статусности, то рабо­тодателю сейчас даже первое образование не очень нужно, в том смысле, что многие из них не очень удовлетворены качест­вом высшего образования, даже в наиболее престижных вузах», — добавляет он.

Однако, по мнению Григория Прутцкова, сценарий со вторым высшим, сразу после первого, допустим, если человек кар­динально ошибся с выбором первого вуза и во время учебы понял, чем он, действительно, хочет заниматься. Всем из­вестно, что в 17 лет подростки нередко совершают выбор под давлением мнения родителей или иных авторитетов.

Плюсы, минусы аспирантуры и советы из первых уст

Аспирантка второго года жур­фака МГУ имени Ломоносова Мария Хвалибова отмечает, что обучение в аспирантуре, если подходить к нему серьезно и ответственно, будет отнимать много времени и сил, и совме­щать работу с учебой тяжело. Однако неработающих аспиран­тов практически нет, добавляет Прутцков, поэтому к повы­шенным нагрузкам надо быть готовым.

Кроме того, образование в аспи­рантуре надо разнообразить.

«Это должно быть не просто подготовкой к сдаче кандидат­ского минимума, но образова­нием в широком смысле: новые дисциплины, новые знания, новые специализации. Это очень помогает при подготовке своей темы», — считает кандидат наук, окончивший аспирантуру журфака МГУ в 2014 году, Игорь Говряков. Он добавляет, что ас­пирантура — еще более самосто­ятельный формат обучения, чем студенчество.

Говряков пройденным этапом жизни доволен. «Благодаря ас­пирантуре я научился тому, как писать диссертацию, написал ее, чему очень рад. Аспиранту­ра дает возможность влиться в научное сообщество, показать, на что ты способен. Я влился и доказал», — отмечает он.

Финансовые перспективы и утечка мозгов

Ни для кого не секрет, что ас­пиранты в России чаще всего получают чисто формальную, мизерную, стипендию, именно поэтому вынуждены работать. Какие у аспирантов есть воз­можности улучшить материаль­ное положение?

По словам Сафронова, если оставаться в России, то аспи­рант и его научный руководи­тель могут пытаться получить гранты. Наиболее талантливые выпускники могут уехать в ас­пирантуру за рубеж, и это ста­новится все более распростра­ненной версией. Это приводит к нешуточным цифрам «утечки мозгов»: только по програм­ме «Глобальное образование», в год из России уезжает от од­ной до полутора тысяч молодых ученых. К ним нужно добавить тех, кто едет не по программе, итого счет идет на тысячи.

«Многие возвращаются спустя какое-то время, потому что найти на академическом рынке постоянную позицию довольно сложно. Однако больше поло­вины уехавших уже не возвра­щается в страну», — резюмирует эксперт.



comments powered by HyperComments